Как женщины в разных религиях добивались права становится священнослужителями
599
просмотров
В большинстве мировых религий отправлением культа традиционно занимаются мужчины. Тем не менее женщины добиваются права участвовать в богослужениях не только на второстепенных ролях

В середине июля папа Франциск впервые в истории римско-католической церкви назначил трех женщин в Департамент по делам епископов, своего рода комиссию по выбору епархиальных пастырей. Образ священнослужителя обычно ассоциируется с мужчиной, хотя на самом деле женщины с давних времен исполняли «мужские обязанности» во всех ключевых мировых религиях.

Тетушка Будды

В буддийской философии «мужское» и «женское» — условные категории, а мужской и женской самости, по сути, не существует: в этой жизни человек может родиться мужчиной, а в следующей — женщиной. «Тело — основа реализации мудрости. Тела мужчин и женщин одинаково подходят для достижения Просветления. Порой, если у женщины сильная мотивация, ее потенциал больше, чем мужской», — писал Ринпоче Падмасамбхава, живший в VIII–IX веках. А тибетская богиня Тара, по легенде, дала обет стать Буддой в женском теле. Так она хотела доказать, что женщина не хуже мужчины. 

Так как все люди, вне зависимости от пола, могли на равных практиковать буддизм и достигать просветления, сохранились свидетельства о большом количестве йогинь и духовных учительниц. Одна из самых известных — Мачиг Лабдрон, жившая в XI веке. Мачиг была так известна и уважаема, что начала ассоциироваться с богиней. Считалось, что в предыдущей жизни Лабдрон была индийским принцем, который пожелал отречься от привилегий и стать монахом. Мачиг прославилась благодаря созданию и продвижению практики и школы тибетского буддизма под названием чод. Чод — это путь отказа от всех чувств и ощущений, что, по мнению буддистов, ведет к Пробуждению. 

Буддийские монахини на ежегодном собрании Фонда Будды Дхамма Парахита.

Тем не менее на практике в буддизме для мужчин существует меньше ограничений. Например, женщин не сразу начали принимать в монахини. Согласно одной версий, первой буддийской монахиней стала Махаджапати, тетя Будды и его ученица. Она попросила принять ее в монашескую сангху, но Будда отказал. Тогда она и еще 500 женщин остригли волосы, надели одежды цвета шафрана и пошли за ним в город Весали. Там он сначала снова ответил отказом, но затем передумал и решил, что все-таки посвятит женщин в монахини. При этом они должны будут соблюдать восемь гарудхамм, «правил уважения». Согласно этим правилам, женщин в монашеской иерархии занимала подчиненное положение по отношению к мужчине. Монахиня обязана кланяться монаху, даже если она гораздо старше и опытнее. По одной из версий, Будда ввел эти правила, чтобы обезопасить буддизм, который и так считался революционным и не нравился брахманам. 

Ограничения для женщин существуют в буддизме до сих пор. В частности, женщины не могут быть Далай-Ламами, то есть духовными лидерами тибетского буддизма. В 2015 году Далай-Лама завил, что женщина может прийти на его место, но она «должна быть более привлекательной». Затем он извинился за эти слова.

Махарат и рабба

Каждое утро ортодоксальный иудей должен говорить: «Благословен Ты, Господи, Боже наш, Владыка Вселенной, не сотворивший меня женщиною». По словам раввина Ари Харта, это способствует «распространению религиозного сексизма, который заставляет женщин замолчать, не позволяет им занимать руководящие должности в общине и лишает их возможности изучать священные тексты». Корни «религиозного сексизма» лежат в Галахе — традиционном иудейском праве, в котором женщины и мужчины изначально не считаются равными друг другу.

«Многие из галахот (правил) находятся в разительном противоречии с нынешними представлениями об основных человеческих и гражданских принципах, — пишет заведующий кафедрой политических исследований и директор Исследовательской группы по Ближнему Востоку Университета Халл Рафаэль Коэн-Альмагор. — Жена должна…обязана служить своему мужу, почитать его как царя и чтить чрезвычайно, повиноваться ему и исполнять его волю. Когда жизни мужчины и женщины угрожает опасность, в первую очередь следует приложить усилия, чтобы спасти мужчину, потому что мужчина обязан выполнять больше заповедей».

На протяжении многих веков иудейки не могли быть священнослужителями. Впервые женщине, Регине Йонас, удалось стать раввином в 1935 году в Берлине. «Бог вложил способности и призвания в наши сердца независимо от пола. Таким образом, каждый из нас, будь то мужчина или женщина, обязан реализовать те дары, которые дал Бог», — говорила она.

Регина Йонас

Посвящение Регины в раввины было воспринято негативно. Берлинские синагоги отказывались принимать Йонас, но она верила: ее призвание — служить Богу. Регина посещала приюты и больницы, а также старалась оказывать духовную помощь женщинам-заключенным. Несмотря на рост антисемитских настроений в стране, она не эмигрировала и в 1942 году была арестована. Она старалась поддерживать товарищей по заключению и стала сподвижницей известного психоаналитика Виктора Франкла. В 1944 году Регина погибла в Освенциме. 

Долгое время Йонас оставалась исключением из правил. «Феминистский поворот» в иудаизме начался в 1960-е годы. Активистки занимались ретроспективной эмансипацией, то есть возвращением женских исторических фигур в талмудическую и библейскую историю и переосмыслением их статуса, а также добивались возможности служить наравне с мужчинами. Стало появляться все больше женщин-теологов и священнослужительниц. Тем не менее некоторые ортодоксальные иудеи до сих пор категорически против идеи женщин-раввинов и считают, что это нарушает еврейский закон. 

Первой женщиной, официально в 2016 году ставшей раввином в ортодоксальной синагоге, была Лила Кагедан. Она проходила обучение в Институте подготовки ортодоксальных женщин-священнослужителей в Нью-Йорке. Обычно выпускницы называли себя «махарат» — это можно перевести как «женщина — духовный лидер». Также некоторые используют слово «рабба»  — феминитив от «рабби». Кагедан — первая, кто назвал себя раввином. 

«День моего посвящения стал невероятным праздником для меня и моих коллег. И все же… мой новый титул был встречен неприятием и агрессией во многих ортодоксальных кругах, — писала  Лила. — Вы действительно думаете, что молодым еврейские женщинам достаточно равняться на лидеров-мужчин в эпоху, когда женщина баллотируется на пост президента Соединенных Штатов?»

Диакониссы и папесса

Христианство, возникшее в I веке нашей эры, развивалось в патриархальном обществе. Вопрос о роли женщин на протяжении веков оставался дискуссионным. Хотя многих прославляли как святых и мучениц, еще в Первом послании апостола Павла к Коринфянам (книга Нового завета, написанная в середине I века н.э.) говорится: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а [нужно] быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие?». Под законом здесь подразумевается Ветхий завет. Многочисленные толкования развивали мысль апостола: женщины второстепенны по сравнению с мужчинами и не могут быть учителями Церкви.

Тем не менее в разных источниках упоминаются женщины-диакониссы и даже пресвитеры, которые вели богослужения в первые века христианства. Тот же Павел в Послании к Римлянам говорит про некую «Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской», которую называет «помощницею многим и мне самому». Однако постепенно эта практика была упразднена.

Уже после Великого раскола, разделившего христианство на католицизм и православие, в западных хрониках появились сообщения о «папессе» Иоанне, якобы взошедшей на папский престол в 855 году и исполнявшей обязанности папы почти два с половиной года. Согласно легенде, ее разоблачили, когда она родила, и, по одной версии, убили, по другой — отправили в монастырь. Современные историки считают, что Иоанна — всего лишь «городская легенда Темных веков», к тому же сатирическая, высмеивающая коррумпированность и развращенность Святого престола.

В некоторых течениях протестантизма, представители которого стремились порвать с церковными традициями, женщин начали рукополагать еще в XIX веке. Первой стала в 1880 году Анна Говард Шоу, будущая участница суфражистского движения и глава Национальной ассоциации борьбы за право голоса для женщин. Во время Первой мировой войны Шоу возглавляла женский комитет Совета национальной обороны США и стала первой женщиной, получившей медаль «За выдающуюся службу».

Одной из самых известных в протестантской церкви стала уроженка Гонконга Флоренс (Тим-Ой) Ли. Священником англиканской церкви она стала 25 января 1944 года, в разгар войны Китая с Японией. Она с детства интересовалась теологией, в 24 года поступила в семинарию и затем стала диаконессой. После вторжения Японии в Китай в 1937 году Флоренс по распоряжению епископа благословляла хлеб и вино для христиан Макао, несмотря на угрозы со стороны оккупационных сил. Видя самоотверженность Флоренс, епископ рукоположил ее. Это решение вызвало много критики в англиканской церкви: по правилам женщины не могли быть священниками. Давление на Флоренс было таким сильным, что в 1948 году она официально прекратила служение, хотя и сохранила сан. Однако ее история положила начало изменениям в англиканской церкви.

Флоренс Ли в общине китайских беженцев в Макао.

Женщины-имамы

Ислам не отвергает возможность для женщин быть духовными учителями. Одной из первых считается последняя жена пророка Мухаммеда Аиша бинт Абу Бакр, которая после его смерти посвятила свою жизнь распространению ислама, толковала Коран, давала фетвы. Но первая женщина-имам появилась только в 2005 году. Ей стала британка Амина Вадуд. 

После начала служения Амина начала получать угрозы, но от своего призвания отказываться не хочет: «Ни в Коране, ни в хадисах нет ничего, что запрещало бы мне [быть имамом]. Пророк сам в свое время поручил женщине вести смешанную молитву (то есть такую, когда вместе молятся мужчины и женщины)». В сентябре 2019 года две женщины впервые провели смешанную молитву во Франции. Как и Амина, имамы Ева Жанаден и Анна-София Монсине утверждают, что нет прямого запрета на «женский имамат». 

Однако пока что для ислама женское служение скорее нечто маргинальное. Как заявил первый заместитель председателя Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Гизатуллин, комментируя новость о Еве Жанаден и Анне-Софии Монсине, имам — выборная должность, в то время как Жанаден и Монсине сами провозгласили себя духовными лидерами. По словам Гизатуллина, даже если женщина — знаток Корана, ей, чтобы читать его, нужно спрашивать разрешения у мужчины. Даже если тот знает Коран хуже. Или даже вовсе страдает от деменции.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится