Кэндис родилась 24 марта 1827 года в городке Дели, штат Нью-Йорк, и была третьим из восьми детей фермера Эбнера Тёрбера и его жены Люси. Впоследствии она вспоминала, что ее воспитание было очень архаичным, «по образцу столетней давности» — что неудивительно, поскольку Эбнер был крайне набожным пресвитерианцем. Впрочем, вместе с тем он был убежденным аболиционистом, так что вся семья использовала кленовый сахар и носила домотканую одежду из льняного волокна, поскольку сахарный тростник и хлопок выращивались на Юге с использованием рабского труда. Скорее всего, ферма Тёрберов также была одной из станций «Подземной железной дороги», которая переправляла рабов из южных штатов в северные, где они могли обрести свободу.
Несмотря на архаичность домашнего воспитания, Кэндис посещала начальную школу, где в возрасте шести лет сделала свою первую вышивку (запомним этот факт). Также она рисовала пейзажи с натуры, писала стихи и пела в церковном хоре. C 11-12 лет одаренная девочка начала посещать занятия в средней школе при Академии Делавэр — учебном заведении, где впоследствии преподавал Чарльз Эванс Хьюз, будущий губернатор Нью-Йорка, госсекретарь и председатель Верховного суда США.
В 1843 году 16-летняя Кэндис сопровождала местного священника и его жену в их поездке в Нью-Йорк. Эта поездка стала судьбоносной: она влюбилась в брата жены священника, бизнесмена Томаса Мэйсона Уилера и спустя год вышла за него замуж. У пары родилось четверо детей.
Статус многодетной матери вовсе не означал скучную жизнь. Уилеры общались с нью-йоркской богемой, включая «американского Рембрандта» Джонсона Истмена, знаменитого художника и сооснователя музея Метрополитен. Кэндис и сама занималась живописью и зимой 1866-1867 года, когда их семья совершала большую поездку по Италии и Германии, взяла несколько уроков у местных мастеров.
В том же году Гражданская война в США завершилась победой Севера. Это не только повлекло за собой отмену рабовладения (Эбнер Тёрбер не дожил до него несколько лет), но и подготовило почву для бурного экономического развития страны. В богатеющих Соединенных Штатах повеял ветер свободы и для женщин. Кэндис предстояло вдохнуть его полной грудью.
Спасительное рукоделие
Все биографы Уилер сходятся на том, что поворотным пунктом для нее стало посещение Всемирной выставки в Филадельфии в 1876 году. В выставке участвовала британская Королевская школа художественного рукоделия, которая выставляла вышивки своих учеников. Кэндис, как мы помним, с детства любила вышивать. И, будучи неплохой художницей, поняла, что вышивки того же уровня может делать любая американка — и зарабатывать, продавая их.
Кэндис решила создать в США аналог Королевской школы художественного рукоделия, который, как она писала впоследствии, помог бы обеспечить себя «армии оставшихся без помощи женщин Нью-Йорка, которые вынуждены были унижаться до попрошайничества, не владея востребованной профессией». Таких в крупнейшем мегаполисе были тысячи: после Гражданской войны, в которой погибло более 600 000 американских мужчин, многие женщины остались вдовами.
Уже в 1877 году Уилер воплотила свою мечту в жизнь. Ее Общество декоративного искусства давало работу вышивальщицам и другим рукодельницам. Уроки им давали ведущие художники Соединенных Штатов. А готовые работы продавались на специальных выставках. Сооснователями Общества декоративного искусства стали известные американские художники и оформители, такие как Луис Комфорт Тиффани и Джон Ла Фарж. Они же помогали с обучением рукодельниц и организацией выставок. Вскоре отделения Общества открылись в Чикаго, Детройте, Чарльстоне и других городах США.
В 1878 году Кэндис пошла еще дальше и создала Нью-Йоркскую биржу женского труда. Через нее женщины могли продавать товары, которые производили дома — уже не только рукоделие, но и, например, выпечку. Биржа помогла заработать на кусок хлеба еще бóльшему количеству женщин, к тому же сама оказалась коммерчески успешной и за первый год своего существования заработала на комиссиях с продаж $14 000 (что эквивалентно $380 000 в 2021 году). Это позволило нанять в штат несколько сотрудников.
Аналоги Нью-Йоркской биржи женского труда начали появляться по всей стране: к 1891 году их было уже более 70. И всю эту огромную волну Кэндис Уилер подняла без больших финансовых вложений.
Первая женщина-дизайнер
Подобно серийным стартаперам современности, Кэндис Уилер запускала новый проект, как только предыдущий вставал на ноги. В 1879 году она отошла от руководства Обществом декоративного искусства и вместе с уже упоминавшимся Луисом Тиффани основала фирму Tiffany & Wheeler, занимавшуюся дизайном интерьеров. Компания оформила интерьеры многих известных нью-йоркских зданий, включая театр Мэдисон-Сквер, а также дом писателя Марка Твена и гостиную в усадьбе миллиардера Корнелиуса Вандербильта II.
Уилер стала первой профессиональной женщиной-дизайнером в США (и, возможно, в мире), но этого ей было мало. В 1883 году она основала компанию Associated Artists, занимавшуюся производством домашнего текстиля. В линейке продуктов, которая за 10 лет разрослась до 500 наименований, были как дорогие шелковые изделия, так и более доступный домашний текстиль. Кэндис придумала несколько ноу-хау, включая особое сочетание приемов вышивки, благодаря которому стежки почти не нарушали гладкость ткани. Все сотрудники компании были женщинами.
Но и на этом неугомонная швея не остановилась. В 1892 году Кэндис Уилер вместе с мужем и братом основала на 200 акрах земли в Катскилльских горах близ Нью-Йорка колонию художников под названием «Онтеора», которая принимала одиноких талантливых художниц и писательниц.
Наконец, годом спустя Уилер пригласили оформлять Женское здание — специальный павильон Всемирной выставки в Чикаго, который не только экспонировал работы женщин, но и создан был исключительно ими. Спроектировала здание Софи Хейден, первая женщина, прошедшая обучение по специальности «архитектура» в Массачусетском технологическом институте. А Уилер сделала интерьеры, украсив стены панелями с «золотыми именами женщин, которые в прошедшие и нынешние века составляли гордость человеческой расы».
Наследие
В конце жизни Кэндис Уилер занималась написанием статей и книг по оформлению интерьеров и дизайну тканей. Ее последняя книга «История вышивки в Америке» вышла в 1921 году. Кэндис умерла в 1923 году.
Созданные ею произведения текстильного искусства сегодня входят в коллекцию нью-йоркского музея Метрополитен. В эссе, опубликованном на сайте музея, говорится: «Главный вклад Кэндис Уилер заключается в том, что она и как одна из первых бизнесвумен, и как дизайнер стала ролевой моделью для женщин заре XX века, вдохновив их на то, чтобы добиваться места на рынке труда наравне с мужчинами».
Наследие
В конце жизни Кэндис Уилер занималась написанием статей и книг по оформлению интерьеров и дизайну тканей. Ее последняя книга «История вышивки в Америке» вышла в 1921 году. Кэндис умерла в 1923 году.
Созданные ею произведения текстильного искусства сегодня входят в коллекцию нью-йоркского музея Метрополитен. В эссе, опубликованном на сайте музея, говорится: «Главный вклад Кэндис Уилер заключается в том, что она и как одна из первых бизнесвумен, и как дизайнер стала ролевой моделью для женщин заре XX века, вдохновив их на то, чтобы добиваться места на рынке труда наравне с мужчинами».