1. Когда появился Дед Мороз?
Вкратце. На самом деле их было несколько, и все они появились в разное время.
На вопрос, когда появился Дед Мороз, ответить невозможно просто потому, что Дедов Морозов — и совершенно разных — было несколько. Неудивительно, что вокруг его биографии возникает столько споров и мифов.
В середине XIX века в русской литературе появляется придуманный, якобы мифологический персонаж Мороз Иванович, хозяин зимнего времени, который испытывает детей и дает им сложные поручения. Он еще не имел отношения к празднованию Рождества или Нового года, зато его образ активно использовали литераторы, стремившиеся реконструировать славянскую мифологию (об этом ниже).
Во второй половине XIX века в российских городах начинает распространяться немецкий обычай украшать на Рождество елку. Под нее ставили покрытого инеем и сосульками русского мифологического старика Мороза Ивановича, олицетворявшего зиму. Так немецкое Рождество превратилось в русский праздник, а литературный образ стал рождественским украшением.
И только в середине 1930-х годов возник тот Дед Мороз, которого мы хорошо знаем сегодня: в 1937 году была проведена первая привычная нам новогодняя елка. В здании московского Дома Союзов к детям, хором звавшим Деда Мороза, явился старик с маленькой девочкой — Снегурочкой. Он раздавал подарки, командовал праздником и стучал посохом.
2. Прообраз современного Деда Мороза создали русские писатели?
Вкратце. Это отчасти так.
В 1856 году любитель славянских древностей — его можно было бы назвать фольклористом, но тогда такого слова еще не было — Александр Афанасьев опубликовал первое собрание русских народных сказок, которые он собирал и записывал со слов крестьян, ямщиков, бродячих торговцев. В России такого никогда еще не делали: Афанасьев вдохновлялся примером братьев Гримм, которые точно так же собирали немецкие сказки, а потом издали их отдельной книгой. В сборнике Афанасьева появляется народная сказка о Морозко: это зимний дух, который дает каверзные поручения двум девушкам, встретившимся с ним в зимнем лесу.
Но еще раньше, в 1841 году, сказку с таким же сюжетом опубликовал Владимир Одоевский. Причем он явно знал народный текст. Писатель-романтик, вслед за братьями Гримм видящий в сказках подлинный дух народа, не смог пройти мимо такой истории. Убрав жестокость и усилив воспитательные интонации, он написал для детей сказку «Мороз Иванович».
И в литературной, и в народной версии добрую девочку, а потом и ее ленивую сводную сестру посылают к Морозу Ивановичу (в фольклоре — Морозко). Но в народной сказке старуха отправляет свою приемную дочь в зимний лес, чтобы избавиться от нее. А в сказке Одоевского добрую девочку никто не собирается убивать, просто с ней случается мелкая неприятность: она роняет ведерко в колодец — няня отправляет ее за пропажей.
Романтический Мороз Иванович Одоевского — это покрытый инеем старик, живущий в ледяной избушке на дне холодного колодца. События в сказке происходят летом — надо же ему где-то прятаться! А народный Морозко прыгает с ветки на ветку по замерзшим деревьям в лесу. Оба Мороза испытывают встретившихся на пути девушек. В народном варианте испытание более жестокое: Морозко пытается напугать их холодом и болью. В литературной версии героини получают несложные задания: взбить перину, убрать дом и приготовить еду (ведь этими умениями должна была обладать каждая девочка). Эти задачи, которые дает Мороз Иванович, в каком-то смысле стали прообразом известного новогоднего испытания: чтобы получить подарок, нужно встать на табуретку и рассказать стишок Деду Морозу.
В итоге народный Морозко дает трудолюбивой девушке богатое приданое (и теперь она может удачно выйти замуж) — предел мечтаний в крестьянской семье. Литературный Мороз Иванович предлагает ей на память «брильянтик — косыночку закалывать». Ну и наконец, ленивых девушек тоже ждет разная судьба: Морозко их убивает, а Мороз Иванович всего лишь оставляет без «брильянтика».
В 1863 году Николай Некрасов написал поэму «Мороз Красный Нос», сюжет которой прост и печален. У крестьянки Дарьи умирает муж, она его хоронит. Наступает зима. Чтобы спасти своих детей, Дарья отправляется за дровами в лес, где замерзает насмерть. Ее гибель описывается как встреча с воеводой Морозом, образ которого напрямую заимствован из сказки «Морозко». Некрасовский Мороз тоже ходит по деревьям и испытывает героиню, спрашивая: «Тепло ли тебе, молодица?»
Описание шествия воеводы Мороза по зимнему лесу вошло во все хрестоматии и учебники:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Добрый Мороз Иванович Одоевского и суровый Мороз-воевода Некрасова из литературы XIX века постепенно сливаются в привычный нам образ Деда Мороза.
3. Откуда взялось представление о том, что Дед Мороз — языческое божество?
Вкратце. Его специально распространяли большевики в 20-е годы.
Историю о том, что Дед Мороз — это языческое божество, причем злое, намеренно распространяли в конце 1920-х — начале 1930-х годов (в 1934 году Деда Мороза вернул Сталин). В борьбе с церковными суевериями молодое Советское государство пыталось искоренить празднование Рождества и Нового года. Дореволюционные традиции подвергались осмеянию или разоблачению. Дед Мороз был объявлен пережитком языческого прошлого. Говорили, что раньше он был божеством, «духом елки», а славяне приносили ему жертвы и развешивали их на ветвях деревьев. Якобы именно в память об этом елку украшают фигуркой Деда Мороза.
На самом деле в XVIII–XIX веках русские крестьяне не знали никакого Деда Мороза — даже духа, отвечающего за мороз и холод, у них не было. В сказках XIX века появляется Морозко, который олицетворяет собой зиму, но нельзя сказать, что все персонажи сказок — это божества, которым когда-то поклонялись (не существовало же культа Бабы Яги, а в сказках она есть).
Зимой русские крестьяне праздновали Святки — время после Рождества, когда, согласно традиционным представлениям, граница между нашим и потусторонним миром становится тоньше, из-за чего разгуливается нечистая сила. В эти дни было принято не только веселиться и играть, но и пугать односельчан: молодые люди переодевались в чертей и ходили по домам. Также в это время гадали и приглашали на праздничное угощение дедов — покойных предков, которые отвечали за благополучие всей семьи. Иногда, предлагая отведать поминальную пищу, к этому предку уважительно обращались — пан Мороз или Мороз Васильевич. Но тот дух не вручал детям подарки. Наоборот, угощение оставляли ему, а в ответ ждали, например, богатого урожая. Тем не менее именно это ожидание встречи с кем-то из другого мира роднит традиционные Святки с современным празднованием Нового года.
4. Откуда взялась традиция наряжать новогоднюю елку?
Вкратце. От жителей немецких земель в XVII веке.
В традиционной культуре многих народов деревья использовались в самых разных ритуалах, а особенно в ритуалах календарных, когда жители деревень отмечали переход от одного времени года к другому. Дерево было полноправным участником этих обрядов: оно подчеркивало связь людей с природой. К примеру, в средневековой Европе — от Дании и до Германии — в мае устраивали праздники: носили по деревне майское дерево и плясали вокруг него. Дерево использовалось индоевропейцами и в зимних календарных праздниках, приуроченных к моменту, когда солнечные дни будут становиться длиннее, а значит, начнется новый цикл. Древние кельты очень любили в это время вешать в жилище вечнозеленую омелу, чтобы подчеркнуть повторяемость циклов и вечную жизнь природы. Этот обычай сохраняется в Англии до сих пор, причем если застать под омелой девушку, ее можно безнаказанно поцеловать. Сохранились средневековые легенды, согласно которым у кельтов и германцев в день зимнего солнцестояния дерево покрывалось чудесными цветами, что символизировало начало нового года. В XV веке расцветшее перед 25 декабря дерево начали интерпретировать как знак рождения Христа.
В 1605 году впервые упоминается украшенная дома ель, под которой дети наизусть читают фрагменты Библии и получают в награду подарки. Обычай зажигать на елке свечи становится популярен среди немцев во время Реформации, когда набирает силу протестантство и люди изобретают обряды, которые позволяют им по-новому почувствовать связь с Богом. По одной легенде, елку, украшенную зажженными свечами, в подарок за правильное поведение оставляет ангел. По другой — ставить елку придумал Мартин Лютер, чтобы напомнить людям о доброте Бога.
Этот обычай очень понравился Петру Первому. В 1699 году после путешествия по немецким, английским и голландским землям он велел своим подданным праздновать новолетие 1 января, а не 1 сентября и украшать дома еловыми ветками. После смерти императора новый обычай забыли. Только возле кабаков по-прежнему стояли украшенные елки: так как питейные заведения существовали за счет государственной лицензии на водку, их хозяева старались соблюдать закон. Фраза XIX века «Пойдем к Елкину!» стала означать «Пойдем выпьем!».
К середине XIX века традиция ставить в гостиной и украшать ель постепенно завоевала Европу и Америку. В этом принимали участие царствующие особы. Например, в 1840 году королева Виктория вышла замуж за немецкого принца Альберта. Перед Рождеством он решил порадовать жену необычным развлечением — елкой. Англичане сразу бросились подражать королевской семье, и елки появились во всех уголках Британской империи. В 1853 году в Петербурге на Екатерингофском вокзале, где был сад для гуляний, установили первую публичную елку. Смотреть на нее приходили люди всех сословий.
5. Как связаны Дед Мороз и Санта-Клаус?
Вкратце. Они что-то вроде сводных братьев.
Все началось с одного из самых популярных святых христианского мира — Николая Мирликийского, покровителя детей. День святого Николая праздновался 6 декабря и постепенно слился с Рождеством. Именно с ним связан обычай, распространенный во многих скандинавских странах: накануне Дня святого Николая дети писали записки с просьбами ему и оставляли их в каминных трубах или башмаках. Отсюда взялись и носки для подарков.
Голландцы, эмигрировавшие в Америку, привезли с собой легенду о святом Николае, который заботится о всех детях. Они называли его Sinterklaas, то есть святой Клаус. Именно в США и Канаде в середине XIX века формируется привычный нам образ Санта-Клауса — толстого веселого старичка с роскошной бородой. А в России в это время постепенно возникает свой новогодний персонаж — Дед Мороз. Конечно, их пути пересекаются: представление о Деде Морозе, который приезжает на санях и тайно оставляет детям подарки, возникает не без влияния Санта-Клауса.
6. Кто такая Снегурочка? Почему она именно внучка, а не дочка Деда Мороза?
Вкратце. Они вообще не родственники.
Александр Афанасьев, который опубликовал сказку о Морозко, хотел восстановить древнюю мифологию славян, поэтому он уделял огромное внимание персонажам, связанным с силами природы. Результатом этого увлечения стал знаменитый труд «Поэтические воззрения славян на природу», который он писал в 1860-е. Найденную им сказку о бездетной паре, которая делает из снега девочку и называет ее Снегуркой, Афанасьев считал осколком предания «о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега». Но Афанасьев был не совсем прав: никакого культа облачных духов у славян никогда не было, зато трагическая история искусственной девочки тронула сердца современников. Не одно поколение детей рыдало над историей о Снегурочке — так ласково называли Снегурку.
Эта история запомнилась и Александру Островскому, автору «Грозы» и «Бесприданницы». В его пьесе «Снегурочка» 1873 года описан совершенно безответственный родитель Мороз, который вместе со своей супругой Весной зачал дочь Снегурочку. Бога Ярило нарушение естественного закона так разозлило, что он решил убить дочь Весны и Мороза. Гибелью Снегурочки от его лучей и заканчивается пьеса. Николай Римский-Корсаков сделал из этого странного сюжета популярную оперу, после чего Снегурочка («снежная дева», как ее называли некоторые поэты) становится постоянной гостьей в литературных текстах, особенно детских. Тогда же появляется сюжет рассказа, в котором перед Рождеством дети находят в сугробе маленькую снежную девочку, зовут ее в дом и пытаются безуспешно обогреть. Так Снегурочка стала частью рождественской литературы и — так же, как Дед Мороз, — украшением елки.
Правда, о ее отношениях с Дедом Морозом никто еще не догадывался. Только в 1937 году, на первой советской елке, Дед Мороз и Снегурочка выступили как пара. Советский новогодний ритуал был довольно интерактивным и предполагал постоянное общение с детьми. Снегурочка (девочка школьного возраста) была введена в сценарий в качестве такого посредника: методисты считали, что персонаж-девочка вызовет больше доверия у детей. Кроме того, советская культура того времени пропагандировала десексуализацию образов, обращенных к детям. В 1930-е годы педагоги считали, что кукла должна выглядеть как ребенок, а не как буржуазная барышня. Поэтому Снегурочку называли именно внучкой Деда Мороза (видимо, наличие у старика Мороза молодой дочки вызывало вопросы).
7. При советской власти Деда Мороза вообще не было. И елки тоже?
Вкратце. Это правда, но только до 1935 года.
В 1920-х годах большевики старались искоренить старые буржуазные праздники, в том числе и Рождество со всеми атрибутами. Однако в 1935 году все резко изменилось. 28 декабря в главной советской газете «Правда» вышла статья известного советского деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Конечно, это была не его личная инициатива. Сталинское государство нуждалось в новом ритуале, и неудивительно, что на устройство этого праздника тратилось очень много усилий и денег. С 1936-го Новый год снова стали праздновать официально. В 1937 году литератор Нина Покровская, узнав об этом, рассказывает своим детям о новой старой традиции — о елке, о подарках, о Деде Морозе из далекого прошлого, времен бабушек и дедушек:
«А теперь вернулась в нашу жизнь такая милая, такая трогательная традиция, как душистая елочка. Мы рассказали детям, какие елки устраивали для нас наши родители и бабушки и какое жаркое участие принимали в этом мы сами. Клеили золотые и серебряные цепи, делали игрушки, золотили орехи. Под нарядной, освещенной огоньками свечей елкой все члены семьи находили себе подарки. И дети верили, что принес их Дед Мороз».
8. Зачем советской власти был нужен Дед Мороз?
Вкратце. Чтобы жители СССР почувствовали себя единым народом с едиными традициями.
У любой группы людей, которая осознает себя как сообщество, возникают свои коллективные ритуалы — повторяющиеся действия, которые имеют символическое значение. А еще они вызывают сильные эмоции, и нас объединяют как воспоминание об этих эмоциях, так и желание испытать их снова.
Советские руководители очень хорошо понимали практический смысл таких коллективных ритуалов. Новый год и Дед Мороз вернулись к советским людям к 1937 году, когда жизнь в Советской России была уже совершенно не похожа на то, что было двадцать лет назад. Возникли колхозы и фабрики, система ГУЛАГа и «десять лет без права переписки», а в детских садах и школах училось поколение новых советских людей, мало знакомое с Рождеством. Именно для них сталинское Политбюро создало новый ритуал новогодней елки, не единственный из созданных в СССР, но самый успешный. Дети, живущие в разных частях СССР, должны были ощущать себя единым советским народом. Новый праздник давал им возможность испытывать одни и те же радостные эмоции — вне зависимости от того, где в этот момент были их родители. Именно об этом вновь и вновь напоминалось в методичке для организаторов советских елок в сталинское время:
«Особое внимание должно быть уделено подготовке и проведению новогодних елок, на которых миллионы детских голосов сольются в единой песне со взрослыми, песне нашей силы и мощи, песне победы, песне, славящей великого вождя народов товарища Сталина».
Именно поэтому начиная с 1937 года советским учреждениям предписывали в обязательном порядке устраивать елки с Дедом Морозом. Они проводились везде и всегда, даже во время войны. Вот как одна из воспитательниц описывала детсадовскую елку в Ленинграде 4 января 1942 года, когда город был уже в окружении, еды и сил катастрофически не хватало, наступил голод:
«Коллектив начал готовиться к празднику новогодней елки. С детьми решили ничего не готовить, так как они были очень слабы. <…> Елка была нарядная, но дети были как старички, сидели и только смотрели, на личиках была утомленность, морщины придавали личику старческий вид. Танцевать не хотели и только сидели. Я следила за выражением лиц детей, и их лица ничего не говорили, несмотря на то что действующие лица на сцене были красиво одеты — Дед Мороз, зайчик, волк, медведь и др., — лица детей представляли сухость, безразличие — словом, ни на что не реагировали. Жутко было смотреть на них, им больше хотелось полежать под теплым одеяльцем».
Дед Мороз приходил даже туда, где детей вообще не было — в лагеря. Пробывшая много лет в ГУЛАГе Тамара Милютина вспоминает, как в 1946 году в их лагере для инвалидов в Кемеровской области праздновали Новый год. Зрителями были и заключенные, и лагерное начальство, костюмы шили зэчки, а один из зэков был Дедом Морозом:
«Зал — если так можно назвать барак со скамейками — был набит начальством и заключенными. Конферанс вел Лёвенберг, одетый Дедом Морозом. Он взошел на сцену, легко неся на плече мешок, и вытряхнул из него Новый год — девочку‑малолетку, затянутую в трико и имевшую на спинке и груди блестящие цифры: „1946“. Костюм этот мастерил персонал женского стационара».
9. Чем советский ритуал отличался от дореволюционного?
Вкратце. Как раз Дедом Морозом, а также сценарием праздника.
В дореволюционном ритуале не хватало главного — живого Деда Мороза. Была нарядная игрушка, были сказка Одоевского, поэма Некрасова, пьеса Островского, опера Римского-Корсакова, где Дед Мороз был полноценным персонажем, было родительское объяснение «подаркогенеза» — было все, кроме сценария, где актер, переодетый в Деда Мороза, приходил к каждому ребенку.
После решения вернуть елку советским детям (а на самом деле создать новый ритуал) начали активно разрабатывать сценарий праздника. В том же году начали проводить небольшие пробные праздники. На одном из них — в детском саду — показали нового персонажа, Деда Мороза, и дети слегка удивились, приняв его за «дедушку из колхоза» (видимо, за счет тулупа, шапки, длинной бороды и, может быть, посоха). Из этой истории мы понимаем, что Дед Мороз как персонаж до 1936 года никому знаком не был, поэтому методисты советовали знакомить с ним детей аккуратно. В 1936 году на роль дарителей подарков пробуются самые разные персонажи: и снежная баба, и Петрушка, и зайчик, но им всем было далеко до Деда Мороза. Разработчики ритуала писали:
«Наибольший восторг был вызван въездом Деда Мороза. <…>
По эмоциональности своей весь праздник не имел ничего более яркого».
Финальный вариант новогоднего сценария 1937 года разыгрывал сказку — нечто среднее между «Морозом Ивановичем» и «Морозко». Он включал призывание Деда Мороза к детям или его поиски, а также совместное решение трудных задач. Снегурочка выполняла роль помощницы Деда Мороза.
После войны детей сотрудников регулярно приглашали на елки с Дедами Морозами в учреждения, а профкомы стали направлять Дедов Морозов по домам (а еще Дедами Морозами подрабатывали студенты). Приход Деда Мороза «с маминой работы» стал важной частью семейного праздника. Ему надо быть спеть песенку и рассказать стишок, а взрослые могли выпить с ним на кухне. Постепенно организацией детского праздника с участием Деда Мороза стали заниматься уже не только и не столько профсоюзы, сколько сами родители. Например, в 1970–80-е годы две семьи часто договаривались, и один папа шел изображать Деда Мороза к своим друзьям, чтобы их дети его не узнали.
10. У Деда Мороза красная шуба? Ой, нет, белая… Запутались!
Вкратце. Раньше была белая, а теперь все чаще красная, как у Санта-Клауса.
На внешний облик Деда Мороза повлияла уже упомянутая опера Римского-Корсакова «Снегурочка», костюмы которой создавались в псевдорусском стиле. Поэтому игрушечный Дед Мороз на рубеже XIX–XX веков изображался либо как боярин — в шубе, либо как крестьянин — в простом тулупе. Но его костюм всегда был белым: он же отвечает за зиму! Первые упоминания красной шубы встречаются в текстах периода Второй мировой войны. К примеру, автор дневника 1942 года удивляется красной шубе и думает, что это намек на Красную армию: «У дверей в залу стоял Дед Мороз. Почему-то он в красном в этом году, точно символ». Чем ближе к нашему времени, тем чаще Дед Мороз появляется в красном костюме. Это напрямую связано с тем, как изображали его кузена — Санта-Клауса. Впрочем, Санта-Клаус носил яркую одежду еще с XIX века (и нет, это совершенно не связано, как многие думают, с рекламой кока-колы).
11. Зачем Дед Мороз спрашивает, хорошо ли ребенок себя вел в уходящем году? И почему надо вставать на табуретку и читать ему стишок?
Вкратце. Так ребенок должен был проявить себя как достойный член советского общества.
Дарообмен — вещь очень древняя. До недавнего времени в рождественскую ночь кубинские дети прятали под кроватью три стакана воды. Эта вода предназначалась лошадям, на которых ездят волхвы. На Кубе считается, что в рождественскую ночь они обходят землю и оставляют подарки. Напоить лошадь путника — это первый закон гостеприимства и способ задобрить сверхъестественного гостя, сделав ответный дар. Так между ребенком и владельцем подарка возникает дарообмен. В XIX веке голландские и скандинавские дети в обмен на будущие подарки оставляли у камина еду, но не волхвам, а святому Николаю.
Советский ритуал общения с Дедом Морозом сохранил в себе следы традиционного дарообмена. Крестьянки Русского Севера в XIX веке (а некоторые и до сих пор) наливали молоко в блюдце домовому, а не кошке: кошка прокормится сама, а с домовым надо поддерживать отношения дарообмена, иначе он не будет присматривать за домом и скотиной. Пастухи, у которых ушла в лес корова, клали на опушке кусок хлеба с солью — для лешего, чтобы он вернул скотину хозяину. Некоторые мои собеседники рассказывают, что их родители или бабушки и дедушки тоже рекомендовали оставлять под елкой что-нибудь вкусное в ответ (а иногда морковку — может быть, для оленя Дедушки Мороза, как воду на Кубе для коня волхва). Моя коллега из Иркутска рассказывала, что ее бабушка на старый Новый год (13 января) всегда оставляла хлеб и соль под елкой, потому что Деда Мороза надо угостить. А еще бабушка считала, что в эти дни надо поделиться едой с обездоленным. Конечно, Дед Мороз — не крестьянский леший, но ощущение, что ответный дар — это правильно, на Новый год оживает, хоть все и осознают, что дедушки в шубе и с посохом не существует.
Но есть в общении с Дедом Морозом и следы специфически советского дарообмена. Подразумевалось, что ответным подарком герою из другого мира станет не вкусное угощение, а послушание или проявление какого-то умения: например, встать на табуретку и прочитать стихотворение. Это дарообмен гражданский: ребенок должен проявить качества члена общества. Недаром в методичках 1940-х годов сообщалось, что ребенок в ответ на просьбу Деда Мороза должен не только проявить культурные навыки, но и рассказать о борьбе рабочих в других странах.
12. Почему подарки детям дарит именно Дед Мороз, а не родители?
Вкратце. Потому что Советское государство присвоило себе организацию семейного праздника.
В XIX веке впервые появилось понятие детства как особенного состояния. Рождество и Новый год начали восприниматься как праздники для детей и для воспитания детей, и, соответственно, традиция дарить им подарки начинает стремительно распространяться (особенно в протестантских странах). Тогда же становится принято говорить, что под елку их приносит именно Санта-Клаус. В Российской империи начала XX века эту роль стал выполнять воображаемый Дед Мороз: тогда он еще не участвовал в специальной праздничной постановке, но появление в доме красивой елки и подарков под ней уже объясняли его приходом.
В 1910-х годах представление о том, что новогодние подарки под елкой (да и саму елку) приносит детям Дед Мороз, стало повсеместным. Иногда родители имитировали приход Деда Мороза: этот семейный ритуал сохранился и десятилетия спустя.
Образ Деда Мороза — дарителя был настолько популярен, что в 1935 году даже появился анекдот, объясняющий на примере новогодних подарков разницу между типами характера:
«В рождественскую ночь мальчику-пессимисту положили в башмачок подарки: ружье, трубу и заводной автомобиль. А мальчику-оптимисту — горстку лошадиного помета… Решили испытать: будет ли он по-прежнему оптимистом? Утром спрашивают:
— Ну как, дети, что вам ночью подарил Дед Мороз?
В ответ мальчик-пессимист, скорчив плаксивую рожу, прослюнявил:
— Ну, что это за подарки! Ружье не стреляет, труба не трубит, автомобиль сразу поломался!
— А тебе что подарили? — спросили мальчика-оптимиста.
Радостно блестя глазами, тот ответил:
— А мне живую лошадь подарили, да вот, понимаете, она удрала!»
С 1937 года Дед Мороз не просто оставляет подарки и исчезает, а лично вручает их советским детям на елках, устроенных советскими учреждениями. Советское государство всячески стремилось контролировать родителей: по сути, оно присвоило себе функцию организатора семейного праздника, а Дед Мороз в некотором роде заменил собой родителей-дарителей.