Итак, представляем историю Нади Ходасевич-Леже.
Окно в Париж
Надежда Ходасевич родилась в 1904 году в Беларуси в бедной семье. У Нади было семь или восемь братьев и сестер (данные разнятся). Сельский быт, необходимость работать с малых лет… Казалось бы, о занятиях искусством и мыслей быть не должно, однако Надя думала только об этом. Она любила рисовать. Когда началась первая мировая, семья перебралась в российский городок Белев. После революции там открыли Дворец искусств, и тринадцатилетняя Надя записалась в художественный кружок. Два года спустя она оставила семью и поехала учиться в Смоленск. Там она поступила в «Свомас» — Свободные государственные художественные мастерские.
В Свободных мастерских преподавали художники революционных направлений. В течение двух лет Надя Ходасевич учится у супрематистов, знакомится и с самим Казимиром Малевичем.
Однажды Наде в руки попадает журнал, в котором она видит работы Фернана Леже. С этого момента девушка одержима идеей уехать в Париж, где работает этот художник.
Во Францию Надя попала в два приема. Сначала ей удалось добраться до Варшавы. Чтобы заработать на хлеб, девушка пошла в няньки, затем работала модисткой. Но главное — ее без экзаменов приняли в Варшавскую Академию художеств! Там Надя познакомилась с другим слушателем Академии — Станиславом Грабовским. Их дружеские отношения вскоре переросли в роман, и молодые люди поженились.
Это был классический мезальянс. Девушка из бедной семьи попала в богатый буржуазный дом. Правда, к меду благополучия был щедро добавлен деготь — пренебрежение свекрови. Но все это было не важно, ведь мечта о Париже никуда не делась. Надя уговорила мужа поехать во Францию, и в 1924-м они, поселившись в хорошем парижском пансионе, начинают учебу в Академии современного искусства у самого Фернана Леже.
Сбежавшая невеста
Фернан Леже, как и Надя Ходасевич, происходил из простой семьи. Его отец разводил скот. Правда, мать Фернана не была против увлечения сына рисованием, но о ремесле художника речи не шло. В 16 лет Фернан Леже стал учеником архитектора, затем работал чертежником. Казалось бы, почтенное дело, стабильный заработок, но молодого человека тянуло к живописи. Он пошел учиться в Школу декоративных искусств, затем — в частную академию художеств. Ранние работы Леже говорят о его увлечении творчеством импрессионистов, но очень скоро он проникается идеями кубизма. Начиная с 1910 года, Фернан Леже становится активным участником Салонов независимых, успешно работает и даже создает собственную разновидность кубизма — тубизм (основой работ художника были цилиндрические формы).
Однажды, в 1913-м, Фернан сидел в кафе La Closerie des Lilas (знаменитом месте встреч богемы на бульваре Монпарнас) и увидел девушку в свадебном наряде… на велосипеде. Это была Жанна-Огюстин Лои. В тот день она должна была выйти за сына нотариуса, но одним из свадебных подарков был велосипед, и Жанна решила быстренько прокатиться. Увы, короткая поездка каким-то образом превратилась в длинную, и невеста оказалась очень далеко от места, где должна была состояться церемония. Ужас! Но красивый мужчина, появившийся вдруг рядом, сказал ей, что не все потеряно, и Жанна успокоилась. Так начался их роман.
Когда разразилась первая мировая, Фернан Леже был мобилизован и два года служил в инженерных войсках. В сентябре 1916-го во время газовой атаки под Верденом он получил серьезное отравление и больше года провел в больницах, а затем был демобилизован. Все это время его роман с Жанной Лои продолжался в письмах, а 1 декабря 1919 года они поженились.
Мария Воробьева-Стебельская (Маревна), проводившая как-то время с Жанной в мастерской ее мужа и написавшая ее портрет, говорила, что мадам Леже «была любезна, забавна и хороша».
В 1920-х Фернан Леже не только пишет картины, но и снимает кино, делает декорации и костюмы для балетных постановок, читает лекции об искусстве. В 1924-м Фернан Леже вместе с Амеде Озанфаном и Отоном Фриезом открывает Академию современного искусства и становится ее директором. Именно в этом заведении стали учиться Станислав Грабовский и его молодая жена Надя.
Рядом с Леже
Отношения между молодыми супругами вскоре стали портиться. Надя увлеклась идеями Леже, а вот Станиславу учеба в академии была не по душе. Начались ссоры. Однажды Надя удачно продала свою студенческую работу, и в доме вспыхнул скандал: Грабовский был оскорблен тем, что жена успешнее, чем он.
В конце концов, произошел разрыв. В 1927 году Станислав вернулся в Варшаву, хотя к тому времени у них с Надей родилась дочь. Надя осталась в Париже без средств, с ребенком на руках. Недолго думая, она нанялась в служанки в том же пансионе, где жила. Бывший свекор, заботясь о внучке, отправил Наде деньги, но бОльшую часть этих средств она потратила на создание иллюстрированного журнала об авангардном искусстве. Кстати, в то время она выступала под именем Ванда Ходасевич-Грабовская. Но конечно, истинное имя ей было — Авантюра.
В этом была она вся. Почти ребенком оставила родительский дом. Без денег и связей рванула в Варшаву. Не зная французского, отправилась в Париж. Готовила и убирала в пансионе, но в то же время писала картины и строчила статьи для своего журнала. Надя не была красавицей, не могла похвастаться благородными чертами лица, но ее энергии, жизненной силы и очарования хватило бы на десятерых. И вовсе не удивительно, что вскоре рядом с ней появился новый мужчина — Жорж Бокье, чиновник парижского почтового ведомства. Узнав, что Бокье увлекается рисованием, Надя и его затащила в академию Леже.
Энергию и талант Нади к тому времени оценил и сам Фернан Леже. Он предложил Наде должность в академии и сделал ее своей ассистенткой.
Когда началась вторая мировая, Жорж Бокье ушел на фронт, а Леже с женой уехали в США. Фернан Леже звал с собой и Надю, но она отказалась. Осталась в оккупированной Франции и жила на грани ареста, ведь еще в 1932-м вступила в компартию. И не просто жила, а наладила связь с бойцами Сопротивления, передавала им информацию, расклеивала листовки. Спасаясь от слежки, она остригла свою черную косу и перекрасилась в блондинку. Когда Франция была освобождена, Надя Ходасевич вступила в Союз советских патриотов и устроила аукцион, чтобы собрать средства для бывших советских военнопленных. Она дала для аукциона свои работы и полотна Леже, привлекла к участию Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Анри Матисса. Аукцион прошел с успехом, было собрано более трех миллионов франков.
В 1945-м супруги Леже вернулись во Францию, возвратился и Жорж Бокье, и жизнь пошла своим чередом. Фернан Леже и Надя Ходасевич-Грабовская работали бок о бок.
Безусловно, за все эти годы Надя не могла не подпасть под влияние своего учителя, но при этом ей все-таки удалось сохранить собственный стиль. Она была намного ближе к реализму, чем Фернан Леже. Он же утверждал, что сюжет в живописи — это ошибка; что он пишет не то, что видит, а то, что понял. После возвращения из США Леже вдохновляется новой идеей — пишет контуры предметов и отдельно — цветовые пятна. Именно в такой манере в конце 1940-х он создает портрет Нади «Чтение».
Надо сказать, что Надя всю жизнь прожила с художниками, однако писали ее редко. А вот сама она создала множество автопортретов. А еще писала политические плакаты и натюрморты, близкие к примитивизму, делала эскизы для мозаик.
Наверное, Фернан Леже и Надя Ходасевич так и оставались бы лишь товарищами по цеху, если бы не смерть Жанны Леже. Она умерла 1 декабря 1950 года. Фернан Леже овдовел в тот день, когда они с женой должны были отметить 31-ю годовщину со дня свадьбы.
Ему было семьдесят. Спасаясь от одиночества, он стал все больше времени проводить с Надей. Она поддерживала его, помогала во всем. Прошел год с небольшим, и 21 февраля 1952 года Фернан и Надя поженились.
«Я вышла замуж за труд», — как-то сказала Надя, и это было правдой. Всю свою энергию она направила на то, чтобы обустроить для мужа комфортный быт. Их супружество выглядело идеальным, но оказалось недолгим. Через три с половиной года, в августе 1955-го, Фернан Леже умер.
Унаследовав все состояние мужа и его работы, Надя Леже решила, прежде всего, достойно представить его искусство потомкам. За месяц до смерти мастер приобрел небольшой дом в Бьоте на юге Франции. На этом месте Надя создала музей Фернана Леже. В специально спроектированном и построенном здании разместились его полотна, скульптуры, гобелены, витражи. Еще один небольшой музей она открыла в Нормандии, на родине мужа. А потом отправилась на собственную родину.
Надежда для СССР
В 1959 году, через сорок лет после отъезда в Варшаву, Надя Ходасевич-Леже приехала в Советский Союз. В стране уже наступила оттепель, тем не менее, Наде пришлось потрудиться, чтобы растопить лед в отношениях. Да, Фернан Леже рисовал рабочих и обращался к индустриальным мотивам, а сама Надя писала картины на тему «миру — мир», однако их работы были так далеки от канонов соцреализма! С одной стороны, и Надя, и Фернан Леже были коммунистами, она участвовала в Сопротивлении и дружила с руководителями французской компартии. Но «хороша» же эта партизанка и коммунистка, которая щеголяет в своих дорогущих шубах!
В общем, советским «искусствоведам в штатском» Надя Леже принесла немало головной боли. Но свернуть ее с намеченного пути было невозможно. Она устраивала в СССР выставки работ Фернана Леже, а заодно своих собственных и Жоржа Бокье (он вновь был с Надей и вместе с ней вел все дела по созданию музея Леже и организации выставок).
Благодаря ее стараниям в СССР привезли «Джоконду» и выставку работ Пикассо.
Надя тесно общалась с Екатериной Фурцевой, опекала советские делегации во Франции, дружила с советскими писателями, актерами и режиссерами. Литературное свидетельство этой дружбы — рассказ Сергея Довлатова «Куртка Фернана Леже» — о том, как вдова советского актера Николая Черкасова встретилась в Париже с Надей, и та передала в подарок молодому писателю вельветовую куртку, принадлежавшую когда-то мэтру.
В общем, «культурный обмен» между СССР и Францией в те годы был во многом делом рук Нади Леже. При этом она умудрялась спорить с той же Фурцевой, заявляя, что в соцреализме, «который существует в СССР, нет живописи». И продолжала смущать советских музейщиков своими шубами. Приходила на выставку и, не глядя, стряхивала очередное норковое сокровище с плеч. Директор художественного музея в Минске приставляла к именитой гостье специальных сопровождающих, которые должны были подхватить шубку в нужный момент. А сама Надя считала, что зрители, глядя на ее наряды, должны понять: работы Фернана Леже, которые она привезла для них, — большая ценность.
Кстати, драгоценности (буквально) Надя Леже создавала и сама. Их можно увидеть в Оружейной палате на выставке «Супрематическое предвидение». Вдохновившись полетом Юрия Гагарина, Надя Леже использовала свою раннюю графику для изготовления ювелирных украшений.
В 1976-м эти броши и кольца из платины, золота и бриллиантов Надя подарила советскому правительству.
Интересно сопоставить объемное воплощение идей Нади Леже с представлением сюжетов на плоскости. Почему-то драгоценности кажутся более оригинальными.
Кстати, уже упомянутая директор минского художественного музея Елена Аладова вспоминала: услышав ее жалобы на нехватку средств, Надя Леже сняла со своей блузки золотую брошь собственного дизайна и протянула Аладовой со словами: «Вот, тут хватит на все!». Директор советского музея от подарка, разумеется, отказалась, но часто вспоминала об этом случае.
Но, пожалуй, дороже золота и бриллиантов были сотни копий шедевров мировой живописи, которые Надя заказала, привезла в СССР и подарила белорусской деревне Зембин (здесь родилась ее мать, сюда переехала со временем семья Ходасевич, здесь потом и умерли родители Нади) и другим городкам и селам, где не было своих музеев. Потому что искусство должно быть доступно всем — так считал и Фернан Леже, и Надя.
Еще один ее дар могут увидеть все, кто бывает в подмосковной Дубне. Там в одном из скверов установлены созданные по эскизам Нади Леже мозаичные портреты Петра Чайковского, Максима Горького, Владимира Маяковского, Льва Толстого, Юрия Гагарина, Майи Плисецкой.
«Много раз я слышала: „К чему это вам? Откажитесь от беспокойных затей!“ — А я с детства люблю беспокойные затеи!» — писала Надя Ходасевич-Леже.
Она умерла 7 ноября 1982 года в Грасе. Надгробье ее могилы украшает мозаичный автопортрет.