Начало творчества
Адам Эльсхаймер родился в 1578 году во Франкфурте-на-Майне, он был старшим из десяти детей в семье портного. Дом, в котором вырос будущий художник, располагался неподалеку от церкви доминиканского монастыря, где находился так называемый «Алтарь Геллера», расписанный Альбрехтом Дюрером по заказу купца Якоба Геллера.
В своем родном городе Адам поступил учиться к живописцу Филиппу Уффенбаху, который познакомил Эльсхаймера с творчеством крупнейших немецких мастеров живописи и, очевидно, привил юному художнику настоящий интерес к этой области искусства, потому что в возрасте двадцати лет Эльсхаймер отправился в Мюнхен, а за ним и в Италию – изучать изобразительное искусство эпохи Возрождения и барокко.
Итальянский период творчества
В Венеции художник поступил в мастерскую Ганса Роттенхаммера, первого немецкого художника, писавшего в жанре так называемой кабинетной живописи: он создавал небольшие по размеру картины с высокой степенью изображения деталей. Такие работы были востребованы в небольших помещениях, кабинетах.
Эльсхаймер отдавал предпочтение сюжетам на религиозные и мифологические темы – и по примеру великих итальянцев создавал на полотнах романтическое, поэтическое настроение. При этом размер произведений обычно был мал, а точность воспроизведения деталей очень высока, художник работал медленно и тщательно. Главным достижением карьеры Эльсхаймера принято считать мастерство передачи освещения, контрастов и игры света и тени, благодаря чему его манера письма быстро завоевала популярность в художественной среде того времени.
При изображении ночных сцен художник часто использовал несколько источников света, как, например, на картине «Пожар Трои» - сам огонь, мерцание свечей, блеск звезд - все создает эффект объема, воздуха, простора.
Картина «Бегство в Египет», возможно, самая известная среди работ Эльсхаймера, замечательна помимо своих художественных достоинств еще и тем, что на полотне очень тщательно изображены звезды – их расположение соответствует реальному виду ночного неба. Исследования, проведенные в 2005 году, показали, что так выглядело небо над окрестностями Рима в ночь на 16 июня 1609 года. Можно с уверенностью предположить, что художник, известный своим стремлением к точности, проводил наблюдения с помощью подзорной трубы и согласно им изображал на картине звезды.
Эльсхаймер первый среди художников изобразил Млечный путь в виде множества звезд – в то время этот прием оказался революционным.
Влияние творчества Эльсхаймера на других художников
Известно, что работы Эльсхаймера служили источником вдохновения самому Рембрандту, который, в частности, очень высоко ценил «Филемона и Бавкиду», а Рубенс приобрел для своей коллекции по меньшей мере четыре работы немецкого художника.
Клод Лоррен, художник, сам считавшийся непревзойденным мастером светотени на своих полотнах, черпал вдохновение в работах Эльсхаймера. Адам Эльсхаймер, переехав в Рим, прожил там до конца своих дней, уйдя из жизни в тридцать два года.
Художественное наследие Эльсхаймера немногочисленно – известно около сорока его картин и тридцати рисунков, из-за большого количества копий точное их число установить трудно. Большинство картин написаны на медных пластинах. Будучи живописцем эпохи барокко, Эльсхаймер опирался на опыт пейзажистов старых школ, благодаря чему занял особое место среди европейских художников.