Амфитеатр Флавиев: «визитная карточка» Рима
652
просмотров
Амфитеатр Флавиев (официальное название Колизея) был сооружен не только для проведения гладиаторских боев, но и для общения императора с народом.

Веспасиан — «отец» амфитеатра-гиганта

Древнеримский поэт Марциал так воспел этот уникальный архитектурный памятник:

«Египтяне, не гордитесь своими пирамидами,

Ассирийцы, не гордитесь Вавилоном:

Им не сравниться с новым амфитеатром императора.

Это символ славы, который затмит все человеческие творения».

Новый амфитеатр императора, который поэт описал как величайшее здание из всех, построенных человеком, — это Колизей.

Веспасиану показывают макет Колизея.

В 69 году девятым императором Рима стал Веспасиан. В отличие от предыдущих правителей он происходил не из царского и даже не из аристократического рода. По рождению Веспасиан был простолюдином. Чтобы получить поддержку народа, укрепить свою власть, новый император из династии Флавиев решил преподнести римлянам роскошный подарок — построить амфитеатр для проведения гладиаторских боев.

Местоположение Колизея было определено без раздумий (что также имело политический смысл) — самое «сердце» Рима, территория, где прежде располагалась резиденция императора Нерона. Дворец, носивший название «Domus Aurea» («Золотой дом») имел около ста пятидесяти комнат и искусственное озеро в центре, которое для новой постройки пришлось осушить.

Строительство амфитеатра началось в 72 году. Это было поистине исполинское сооружение с необычной конструкцией: в сущности, строилась комбинация из двух амфитеатров. Окружность внешнего, согласно плану, была 527 метров. Наибольший диаметр — 180 метров. Из-за таких масштабов строительство оказалось крайне сложным. Но главной проблемой было то, что высота сооружения составила 52 метра (высота современного 17-и или 18-этажного здания). Для этого требовались новая строительная концепция и новые материалы.

Возведение Колизея стало возможным благодаря изобретению арки, которая произвела настоящую революцию в древнеримской архитектуре, а также применению в строительстве кирпича и бетона. Еще одним немаловажным новшеством, задействованным римлянами, был кран — хитроумное подъемное устройство, оборудованное воротами. Он был необходим для поднятия тяжелых материалов на верхние леса. В разработке этого механизма участвовал сам Веспасиан, наблюдавший за тем, как медленно, но верно поднимается над городом его творение.

Внешние стены Колизея были отделаны мрамором. Каждый этаж опирался на колонны определенного греческого ордера. Поверхность арены была посыпана песком, сиденья трибун высечены из мрамора. На стенах амфитеатра были установлены специальные мачты для разворачивания так называемого велариума. Этот навес из длинных полос ткани можно было развернуть и свернуть, что делали тысячи работников с помощью веревок. Благодаря велариуму для зрителей появлялась тень.

Через восемь лет после начала работ Колизей наконец был достроен. Вышеупомянутый поэт Марциал писал: «Рим вновь обрел свою былую славу. Благодаря мудрому правлению императора прежнее пристанище тирании обернулось восторгом для граждан».

Колизей в Риме — место общения императора с народом

В 79 году, когда грандиозные работы были близки к завершению, император Веспасиан скончался. Открыть амфитеатр предстояло Титу, новому правителю, для которого Колизей также являлся важной политической ареной. Новоиспеченный правитель решил устроить праздник, по роскоши и великолепию не уступающий творению отца. Чтобы добиться этого, он задумал стодневные торжества, для участия в которых люди должны были приобрести билеты.

В Колизей вели 72 входа. В каждом билете указывался определенный вход, через который должен был войти зритель. Всего амфитеатр вмещал 50000 посетителей. Каждый вход вел в определенный сектор. Места в нижних рядах предназначались для аристократов, выше сидели знатные воины, еще выше — простолюдины. Вход для императора и его зрительское место были устроены так, чтобы его было видно всему обществу.

Колизей.

Сто дней в Колизее бушевали страсти. Здесь было все: и навмахии, и звериные травли, и гладиаторские бои. Последние вызывали у древнеримской публики особый интерес. В таких поединках каждый участник был между жизнью и смертью, каждый миг мог стать решающим. Будет побежденный жить или умрет, решал император. Но он не принимал решение в одиночку. Он опирался на мнение своих подданных. Таким образом, Колизей стал местом общения императора с народом.

В 81 году Тит скончался. Трон занял его брат Домициан. Именно при нем строительство амфитеатра завершилось окончательно: Колизею был добавлен четвертый этаж, усовершенствованы подземные помещения.

После установления христианства римляне использовали древние сооружения как каменоломни. Из Колизея они унесли все, что смогли. Многочисленные статуи, стоявшие в арках, и мраморные плиты внешней отделки были полностью расхищены. В 422 году Колизей частично обрушился во время землетрясения.

Сегодня амфитеатр Флавиев лишен своего былого величества. До наших дней сохранилась только его треть. Но и этого достаточно, чтобы с уверенностью сказать, что в 80 году римлянами было возведено настоящее чудо света.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится