Ассирийская армия: как воевали самые крутые войны Древнего Востока
604
просмотров
Ассирийское государство существовало почти 1800 лет, с XXIV по VII век до н.э. и большую часть этого времени оно провело, ведя войны — сначала оборонительные, а потом и завоевательные.

Ассирийцы воевали с Вавилоном, Урарту, Эламом, Египтом, Мидией. В этой бесконечной мясорубке была выкована самая крутая армия Древнего Востока. Дисциплинированная и экипированная по последнему слову военной науки, она легко брала любые крепости и отличалась чудовищной жестокостью по отношению к тем, кто пытался ей сопротивляться. Рассказываем, чем были так круты ассирийские воины.

Ассирийская армия делилась на две части: царское войско и царский полк. Первое, «Цаб шарри» комплектовалось по рекрутскому набору: по первому зову царя воины приходили на службу, где им выдавали оружие и доспехи со складов, а также обеспечивали едой, и при их гибели заботились об их вдовах. Но при всей своей многочисленности войско имело и недостатки. Воины не хотели отрываться от своих домашних дел, и по-настоящему мощную кампанию можно было провести только после сбора урожая. Многие просто убегали в горы, не желая служить.

Другое дело — «кицир шаррути», он же царский полк. Это были псы войны, люди, которые жили  в постоянной боевой готовности, кормились с царских складов, и были готовы выступить в любой момент. Они же могли подавить восстание ненадежных рекрутских частей, так как были верну тому, кто их кормил — царю.

Пехота делилась на легкую — стрелков и пращников, и тяжелую — щитоносцев, копейщиков и бойцов с секирами и хопешами. Постепенно, с увеличением богатства страны, воины все больше облачались в надежные чешуйчатые и пластинчатые доспехи, сначала из бронзы, а затем и из железа. У некоторых, особенно у инженеров, такие доспехи напоминали халат доходивший до земли, весь покрытый пластинками. Шлемы были сфероконическими или гребенчатыми, часто с нащечниками и назатыльником. 

Армия Ассирии была одной из первых, кто плотно экипировал своих бойцов качественными доспехами из железа. Найденные при раскопках в Харбаде железные предметы сохранились так хорошо, что спустя две с лишним тысячи лет прекрасно звучали при ударе.

Пехота часто воевала парами — копейщик с щитом защищал лучника, осыпавшего врага стрелами. Этот тактический прием использовали и до ассирийцев. Он появился потому, что главной ударной силой в древних войнах были лучники, а тяжелые пехотинцы со щитами защищали их от ответного огня, и прикрывали про атаке легкой пехоты.

Внутри царского полка существовала гвардия, охранявшая царя и его близких. Лучшими из лучших были «ша шепе», особо элитное подразделение, обученное рукопашному бою и при необходимости берущее противника живьем. У ранних ассирийских царей гвардия состояла из евнухов, сражавшихся храбро и стойко.

Колесничные войска были известны задолго до ассирийцев, но именно они вывели эти поначалу медлительные боевые повозки на новый уровень. Воины-колесничие считались элитой ассирийского войска, а обученные лошади стоили чудовищных денег. Но все затраты окупались на поле боя. Легкие и маневренные, колесницы носились перед вражеским строем, управляемые ловкими возницами, а стоявший в повозке лучник осыпал врага тучей стрел. 

Если колесница застревала во вражеской пехоте, на борту также имелось копье для ближнего боя. В статичном положении ее охраняли с тыла специально назначенные бойцы.

Со временем этот род войск разросся. Вместо двух лошадей в колесницу начали запрягать четырех, а в кузов добавили еще одного или двух воинов со щитами и копьями — такая повозка была гораздо тяжелее, и могла справиться с вражескими колесницами, и давить не слишком плотно стоящую пехоту.

Одним из нововведений именно ассирийцев стала регулярная кавалерия. Конечно, до этого некоторые народы тоже экспериментировали с ее использованием, но не так часто и умело, как ассирийцы. Поначалу проблемой было то, что кони были слишком низкорослые, и не могли тащить всадника с вооружением. Но когда ассирийцы начали воевать на пересеченной местности, где колесницы себя показывали не лучшим образом, появилась необходимость в кавалерии — и подходящих лошадей вывели. Это случилось не за одно десятилетие: потребовались многие годы селекции, когда подбирали наиболее крепкое и рослое потомство, и скрещивали его. 

Поначалу ассирийцы просто скопировали колесницу — кавалеристы скакали парами, где один воин, остановившись, стрелял из лука, а второй при этом держал его лошадь под уздцы, и защищал с помощью копья. При этом ни седел, ни стремян они не имели, поэтому при галопе часто соскальзывали на круп коня. Насколько часто такое соскальзывание приводило к падению с лошади на полном скаку, источники умалчивают.

Позже, когда появилось высокое седло, всадники стали еще опаснее, ведь они теперь могли стрелять с коня самостоятельно, хоть и использовались все равно больше для обстрела или преследования разбегающихся противников.

Главным аргументом в завоевательных походах ассирийцев были осадные орудия и инженерные войска. На захватываемых территориях междуречья Тигра и Евфрата, было множество крепостей с высокими и мощными стенами из кирпича-сырца, и если раньше их брали чаще всего измором-осадой, то ассирийцы подошли к проблеме с другой стороны. Конечно, тараны и осадные башни были и до них, но так массово и профессионально их начали применять именно ассирийцы. 

Стены или ворота вражеской крепости разбивали таранами, при этом от стрел защитников их прикрывал навес из сырых шкур, и небольшая башенка на таране, из которой стреляли лучники. Если шкуры загорались, высовывался воин, и поливал их водой с помощью трубы или гигантской ложки — во всяком случае так можно трактовать некоторые древние изображения. Скорее всего, возгорание происходило потому, что шкуры под восточным солнцем быстро высыхали, а защитники стреляли в них зажигательными стрелами.

Тушение пожара по-ассирийски

Часто использовали гигантские башни, с которых обстреливали стены, не давая защитникам мешать воинам, занимавшимся подкопами или просто долбивщих эти стены бронзовыми кирками. При этом бойцы использовали огромные щиты, загибающиеся сверху, которые они прислоняли к стенам, таким образом прячась как бы в «домик». Продолбив часть стены, они укрепляли ее деревянными конструкциями, чтобы кирпичи не упали раньше времени, и только додолбив до нужной глубины, поджигали дерево, отчего стена рушилась.

Но и это еще не все. При долгих осадах ассирийцы прямо напротив вражеских крепостей строили свои стены из земли и обстреливали защитников оттуда. Кроме того, в процессе им удавалось возводить земляные настилы к вражским стенам, по которым они подводили тараны — сверху стены были тоньше, и легче поддавались. 

Инженерные войска использовались и при переправах — на лодках везли колесницы, воины плыли на надутых бурдюках из шкур, а через не слишком широкие реки наводили мосты из этих же бурдюков, поверх которых клали доски.

Как и многие народы того времени, ассирийцы старались заранее ослабить врага магией. Кроме жертвоприношений богам они также использовали ритуал «ишкар тахази»: вылепляли из сала фигурки врага, и с помощью бечевки выворачивали таким фигуркам голову назад. Ю.В. Мочалов предполагает, что это делалось, чтобы заставить врага испугаться и сбежать с поля боя.

Но еще лучше врага пугала показательная жестокость ассирийцев. Например, ассирийский царь Тиглатпаласар I захваченным царям Наири продел в носы кольца и отправил как скот в свою столицу. А Салманасар I, взяв в плен четырнадцать тысяч хеттов, приказал всех их ослепить.

Перед воротами Ниневии, новой столицы Ассирии, располагались несколько клеток с безумными, грязными людьми, которых заставляли толочь кости своих предков — это были несколько царей, бросивших вызов царю Ассирии. Их впрягали в колесницу, когда царь ехал в храм Ашшура. Но им еще повезло — с некоторых снимали кожу и прибивали ее к башням Ниневии.

Ниневия, столица Ассирии в 690-612 гг. до н.э.
Фрагмент крепостной стены в Ниневии, наши дни (территория современного Ирака)

Однако все эти зверства меркли перед деяниями ассирийской армии при Ашшурнацирапале II. Города, которые не сдавались, а брались штурмом, подвергались тотальному уничтожению. Воинам отрубали головы и насыпали из них пирамиды, военачальников сажали перед воротами на колья, а детей сжигали заживо. 

Некоторых знатных горожан заставляли идти в столицу Ассирии, неся на себе корзины с головами их царей. При разгроме города Суди Ашшурнацирапал велел построить стену и обить ее кожей, снятой с жителей. Часть из них замуровали живьем, других распяли, из голов и тел сделали гирлянды. 

Все это звучит, как фестиваль садизма, но делалось это только для одного — устрашения врагов. Если город сдавался без боя — его жителей никто не трогал, просто налагали дань и иногда брали заложников. Такая политика принесла плоды — в конце правления Ашшурнацирапала II крепости и целые страны предпочитали сдаваться сразу и приносить богатые дары. Правда, как только Ассирия ослабла, ее тут же уничтожили прекрасно помнящие «доброту» ее правителей соседи.  Это случилось после смерти последнего великого ассирийского царя — Ашшурбанапала.

Ашшурбанапал пирует со своей женой. На втором дереве слева можно заметить голову — утверждается, что она принадлежит эламскому царю.

Начавшейся смутой и борьбой за власть между двумя его сыновьями и придворными группировками, воспользовался Набопаласар, халдейский правитель, сначала захвативший Вавилон — важнейший город междуречья, а затем, в союзе с Мидией, с 626 по 609 год до нашей эры разбивший и уничтоживший ассирийскую державу. Ассирию подвела ее собственная политика: вести завоевательные войны до бесконечности было невозможно, а экономика страны была сильно завязана именно на выкачивании ресурсов из вновь завоеванных территорий.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится