Беспристрастный Эжен Ларманс: нищие и обездоленные европейцы глазами полуслепого бельгийского художника
0
0
802
просмотров
Ни для кого не секрет, что в изобразительном искусстве преобладают идеализированные образы, а изображения реальной и зачатую не самой простой жизни, как правило, обходятся стороной.
Вдоль городской стены. Эжен Ларманс

Наверно именно поэтому Европа рубежа XIX – XX веков столь часто представляется местом полным богатств и роскоши. Однако далеко не все видели Европу столь безоблачной. Одним же из самых известных художников донесших до наших дней вполне реальные образы нищих и обездоленных того времени стал Эжен Ларманс.

Но особо примечательно, что при всем прочем сам мастер был практически слеп...

«Пьяный». Эжен Ларман, 1898 год.

Эжен Ларманс (1864 - 1940) родился в Моленбек-Сен-Жан (город в Брюссельском столичном регионе) и происходил из состоятельной семьи бельгийской буржуазии.

В возрасте одиннадцати лет, он заболел менингитом, который практически оставил его без слуха, частично без речи и заметно испортил зрение.

Фотография Эжена Ларманса, начало XX века.

Можно сказать, что мальчик воспринимал мир исключительно через свое далеко не идеальное зрение, и тем не менее решил всецело посвятить себя именно живописи. В 1887 году он поступил в Королевскую академию наук, литературы и изящных искусств Бельгии в Брюсселе, где проучился вплоть до 1889 года. К 1890 году Ларманс уже считался опытным художником и приверженцем декаданса (хотя на самом деле он изображал вполне реальную жизнь).

В целом его картины достаточно сильно напоминают произведения Брейгеля Старшего, а портреты угнетенных рабочих и бедных жителей часто определись критиками как «тревожные карикатуры».

Однако мало кто из самих критиков того времени имел реальное представление о тяжкой жизни простых людей.

Из-за своей трагического судьбы и тяжелой болезни перенесенной в детстве, Ларманс преимущественно рассматривается как «мастер мрачных сцен», который имел особую чувствительность к жизни и судьбе людей. Он изображал бедных, крестьян, эмигрантов, нищих и изгнанников.

Люди под мрачным небом, вспышки живого света, воды, сверкающие, белые дома и заборы являются повторяющимися элементами многих его работ. Примечательно, что его вымышленный мир был не столь далек от окружающей действительности того времени и является своеобразной художественной версией вполне реальных социальных проблем Европы конца XIX – начала XX века.

«Пьяный». Эжен Ларман, 1894 год.

Разумеется Ларманс не был первым художником затронувшим социальные темы в искусстве, но именно он показал их столь ярко и беспристрастно касательно не только Бельгии, но и всей Европы.

Несмотря на негативное отношение критиков, произведения мастера быстро обрели популярность за пределами Бельгии и в 1922 году художник все же был избран членом Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии. Всего два года спустя, его зрение начало быстро слабеть и вскоре он уже практически не мог рисовать. Сам о себе Эжен Ларманс говорил следующее:

«Я морально умер уже очень давно. Я больше не Ларманс, я больше не могу что-либо производить».

В 1927 году король Бельгии Альберт I щедро вознаградил художника за его вклад в национальное искусство и даровал ему титул Барона. Девиз на щите Ларманса гласил: «Счастлив тот, кто может видеть».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится