1. О самоназвании женщин-воинов
В Японии по отношению к женщине, которая принадлежала к сословию самураев в феодальной Японии и проходила обучение навыкам владения оружием, живя по кодексу, применяли особый термин - онно-бугэйся, где первое слово обозначает пол, а второе переводится как «человек боевых искусств». При этом называть её самураем будет семантически неправильно, так как это известное слово применяется только по отношению к мужчинам.
2. Об особенностях служения и кодексе
Бусидо, или кодекс самурая, был написан и для женщин, предполагая, что первый долг онна-бугэйся - это служение своему супругу и защита дома и семьи от врагов. Поэтому оружие японские воительницы хранили прямо над входной дверью. Онна-бугэйся, наравне с мужчинами, обучали абсолютной преданности своему непосредственному господину в клановой иерархии, то есть, они беспрекословно исполняли все данные им поручения, а не только те, которые предполагали использование оружия.
3. Об оружии онна-бугэйся
Женский арсенал оружия несколько отличался от мужского. Так, основным оружием у женщин-воительниц была нагината, то есть, их обучали искусству нагинатадзюцу. Также они овладевали копьём яри, цепями и верёвками. Отельно стоит упомянуть мастерство владения коротким кинжалом, который называется кайкэн. В некотором роде его можно назвать женским аналогом вакидзаси воинов-мужчин, так как он постоянно находился при японке — она хранила ег в рукаве или за поясом.
4. О женском харакири
Женщины-самураи также могли прибегнуть к харакири. И если в мужском варианте этот ритуал также называется сэппуку, то в данном случае речь идёт о дзигай. Другим был и характер наносимых себе ран: самураи, как известно, прибегали к вспарыванию живота, а онна-бугэйся перерезали себе горло. Причём перед этим они ещё и связывали себе лодыжки, чтобы и после отхода в мир иной выглядеть подобающим образом.
5. Об истории бытования онна-бугэйся
Женщины-воительницы выполняли долг служению мужчине и господину даже строже, чем порой это делали мужчины. И это при том, что их положение менялось со временем. Так, расцвет их деятельности пришёлся на XI—XVII столетия: например, в начале XIII века был принят ряд законов, дававшие женщинам равные права наследования с братьями, а также право завещать собственное имущество. Ситуация стала меняться в XVII столетии, когда уважение к женщинам в самурайских родах значительно снизилось, а их общее положение приравнивалось к пешке на матримониальном рынке. Впрочем, стойкости духа и привычки к обучению в самурайских семьях это никак не помешало.