История знает немало примеров беспощадных тиранов, которые использовали изощренные методы казни. В период Античности ужас на своих соотечественников наводил Фаларис из Акраганта. За свою жизнь он совершил множество жестоких убийств, но его злодеяния не остались безнаказанными и смерть он встретил в теле Сицилийского быка - одного из самых жестоких способов казни за всю человеческую историю.
Бык Фаларида: характеристика
Медный бык - древнее орудие казни, которое для своих пыток применял тиран Фаларис, прославившийся своей беспощадностью. Он жил в Акраганте (современный город Агридженто на Сицилии) во второй половине VI века до новой эры. Современники рассказывали, что тиран жестоко расправлялся со своими врагами и не щадил пленных людей. Сохранились сведения, что Фаларис бросал пленников в жерло вулкана, сбрасывал их со скалы и применял другие изощренные способы убийства.
Именно с Фаларисом историки связывают возникновение орудия казни, названного по имени беспощадного тирана - медный бык Фаларида. В разных источниках можно встретить также второе название этого изобретения - Сицилийский бык. Конструкция, предназначенная для зверского убийства людей, представляла собой полое изваяние быка, выполненного из меди в натуральную величину. На боку или, как гласит другая версия, на спине между лопаток была дверца, через которую жертву сажали внутрь. Под брюхом быка зажигали огонь, и человек заживо сгорал, испытывая страшные муки.
До нашего времени дошли описания, согласно которым, в области ноздрей быка были проделаны отверстия, через которые выходил дым. Также конструкция была оснащена специальными трубами. Когда жертвы стонали от боли и кричали, издаваемые ими звуки походили на рев быка, который был настолько сильным, что его можно было услышать на больших расстояниях от места казни.
Создатель быка - скульптор Перилай
По преданию, создателем быка Фаларида был скульптор Перилай, который жил в Акраганте в середине VI столетия до новой эры. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал о том, что Перилай создал медного быка специально для тирана Фалариса, прославившегося своей жестокостью. Доподлинно не известно, какой диалог состоялся между Перилаем и Фаларисом после того, как первый создал свое изобретение. Существует несколько версий данного события.
Античные историки утверждают, что скульптор, желая угодить жестокому тирану, доставил к нему изобретение в надежде получить за него высокое вознаграждение. Перилай объяснил принцип казни и сообщил, что крики жертвы, пройдя через встроенные в ноздри животного флейты, преобразуются в мелодичное мычание, звуки которого доставят удовольствие свидетелям казни. Фаларис решил, что Перилий на себе должен использовать собственное изобретение. Перилия посадили внутрь быка, а затем подожгли. Затем тело еще живого скульптора жестокий тиран вытащил из быка и сбросил с вершины холма. У Овидия приводятся следующие строки, описывающие данный эпизод: «Зажарен был в быке им сотворенном сам Перил, и первым дела рук своих жестокость подтвердил».
Древнегреческий писатель Лукиан в своем сочинении «Фаларид» изображает Фалариса справедливым правителем, который редко прибегал к насилию. Лукиан пишет о том, что казнь Перилай стала возмездием и была проведена для того, чтобы наказать его за «злое изобретение». После смерти Перилая быка перенесли в Дельфы.
Ниже приведена гравюра Пьера Вейрио "Фаларис". На ней изображена казнь скульптора Перилия, который стал первой жертвой своего жестокого изобретения.
Преследование христиан в Риме
История быка Фаларида нашла продолжение в Риме в период гонений на христиан. Римляне, как полагают, использовали это устройство пыток, чтобы убить христиан, которые не желали отрекаться от веры в Господа Бога и поклоняться «богам-бесам». Приводится эпизод из жизни священномученика Антипы Пергамского.
Епископа обвиняли в том, что он своими проповедями отвращает народ от жертвоприношений и поклонения местным богам. В ответ на требования отречься от своей веры, Святитель ответил, что никогда не предаст веру в Сына Божия. Разъяренные жрецы отвели Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола. Мощи святого были погребены в Пергаме. Христиане верят, что они исцеляют от болезней и даруют человеку утешение.
Упоминание быка Фаларида в литературе
Упоминание древнего способа казни можно встретить на станицах литературных произведений. В повести Гоголя «Тарас Бульба» встречается цитата: «гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу». Чтобы лучше понять эту сцену в произведении и мысленно представить себе описанную Николаем Гоголем картину, читатель должен иметь представление о том, что из себя представляла казнь в быке Фаларида.
Также упоминание казни можно встретить в романе Умберто Эко «Имя розы», в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия», в романе Валентина Иванова "Русь изначальная".
В рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перье» Эдгар По использует метафору : «визжали скрипки, грохотал барабан, как медные быки Фаларида».
Сцены казни в кинематографе
Жестокая смерть с применением быка Фаларида упоминается в следующих фильмах:
- «Война Богов: Бессмертные» (2011). В фильме приводится сцена пыток, в которой жертву поджигают в быке.
- В фильме «Красная шапочка» (2011) показано практически идентичное устройства для пыток, только вместо быка создатели фильма использовали фигуру слона.
- В фильме «Пила» 3D (2010) женщина умирает в устройстве, подобном быку Фаларида.
Помимо представленных выше фильмов, сцену жестокой смерти с применением античного орудия пыток можно также встретить в компьютерной игре «Amnesia: The Dark Descent».