Что если несколько душевнобольных, которые себя считают Иисусом поместить в одну психиатрическую клинику?
610
просмотров
Если один Сын Божий — это хорошо, то три, наверное, втрое лучше? Может показаться, что именно так думал человек, решивший свести вместе трёх мужчин, каждый из которых считал себя Иисусом Христом. Причём тем самым, а не каким-нибудь полным тёзкой. На самом деле, речь идёт об одном из множества безнравственных экспериментов над психически больными людьми, проведённом в США в середине двадцатого века.

Пятидесятые годы в США и Европе вообще были временем расцвета неэтичных экспериментов и методов лечения. Лекарственные и ядовитые вещества спокойно испытывали на детях и взрослых с умственной отсталостью, аутизмом, психическими проблемами или просто детским параличом. В Норвегии эскпериментировали с ЛСД, давая его без ведома родителей детям, рождённым от нацистских оккупантов. В США удалением клитора лечили подростковую эмоциональность у девочек. Так что эксперимент доктора Милтон Рокича, который наших современников шокирует, просто вписывался в общие представления о том, что дозволено науке и медицине.

Психиатрия очень долго была наименее гуманной частью медицины. Картина Яна ван Хемессена, изображающая операцию по извлечению камня глупости, популярный трюк у шарлатанов Средних Веков, из-за которого погибло немало людей с проблемами ментального здоровья.

Психолог по фамилии Рокич задумал свой эксперимент, прочитав в журнальной статье о двух женщинах, каждая из которых была уверена, что она — Дева Мария. После того, как они встретились, одна из них избавилась от своего заблуждения. Рокич решил повторить ситуацию в более научной обстановке и нашёл трёх мужчин, каждый из которых мнил себя Сыном Божьим. Звали их Клайд Бенсон, Джозеф Кэссел и Леон Габор, каждому в качестве диагноза поставили паранойяльную шизофрению.

Всех троих свезли в одну больницу в штате Мичиган, под надзор доктора Рокича, и представили друг другу. После ожесточённого спора на тему того, кто здесь самозванец, Иисусы просто подрались, и их пришлось растаскивать. Чудо с Девой Марией не повторилось, по крайней мере, на мужчинах. Тогда Рокич решил сосредоточиться на одном из трёх пациентов, Леоне Габоре, и попробовать манипулировать им.

Писать фальшивые любовные письма считалось издевательством задолго до двадцатого века. Картина Габриэля Метсю.

Габор был убеждён, что женат на женщине, которую сам он называл Мадам Йети и которая жила исключительно в его воображении, и Рокич принялся писать Леону письма от имени его жены. Поначалу Мадам Йети просто давала маленькие бытовые советы, вроде того, как улучшить расписание дня, а потом принялась писать о любви. Леон тем временем начал отвечать на письма «жёнушки». Но стоило Мадам Йети заикнуться о том, что Габор, быть может, не Иисус Христос, как пациент просто взял и порвал её письма. А ведь доктор Рокич так надеялся, что сможет одним заблуждением воздействовать на другое и хоть немного вылечить Габора!

Следующий план Рокича наинался с того, что одна из его ассистенток принялась с Габором флиртовать. Милтон надеялся, что реальная привлекательная женщина отвлечёт мужчину, который, быть может, просто сильно страдал от одиночества, от мира иллюзий. Леон быстро влюбился в ассистентку, но она на его чувства ответить не могла — и Габор, поняв это, ещё больше замкнулся на идее своей божественности. По крайней мере, стало ясно, что некоторым образом эмоциональное состояние может влиять на болезнь... Но не так, как надеялся доктор Рокич. Любовь сама по себе, как чувство, исцеляет только в сказках и романтической литературе. В жизни она может приносить мучения.

Любовь - это не лекарство. Картина Франца Пауля Гиллери.

Провалились похожие попытки лечения и с двумя другими «Иисусами». Более того, из-за постоянных попыток психолога заставить проводить «Иисусов» время вместе все трое явно мучились. Порой они снова пытались драться, и их жёстко растаскивали. Насколько такое поведение подходит их званию, они даже не задумывались и, пожалуй, спроси их об этом постороннее лицо, вместо развеивания иллюзии произошла бы очередная драка.

Всё, чего добился доктор Рокич — пациенты научились избегать разговоров о своей божественной личности, встречая друг друга. До больницы они об этом очень любили поговорить с окружающими. Кроме того, судя по эмоциональному состоянию пациентов, эксперимент не просто провалился, а причинил всем трём мужчинам вред. Много позже, в восьмидесятых, Рокич признал это, переиздавая книгу о том, как заставил трёх Иисусов жить вместе и разговаривать друг с другом каждый день. Однако деньги за переиздание описания издевательств над тремя людьми с проблемами ментального здоровья его сожаление ему получать не помешало.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится