Однако в отношении прав женщин просвещенная держава оставалась на средневековом уровне. Дамам не разрешалось читать газеты с политическими статьями, не позволялось путешествовать без сопровождения мужчин. Единственным способом реализовать себя для женщины считался брак и семья, ведь с юридической точки зрения она была просто «придатком» мужчины.
«Миссия женщины»
Триптих, который создал известный живописец той эпохи Джордж Хикс Элгар, показывает очень подробно и обстоятельно, чем женщина должна заниматься всю свою жизнь: поддерживать мужчину. От первых шагов, который карапуз делает, держась за мать, до последнего вздоха, когда любящая дочь должна помогать престарелому отцу. Конечно, все эти ипостаси женщины почетны и приветствуются в нашем мире так же, как и 200 лет назад, однако, зная, что жизненной альтернативы женщины викторианской Англии почти не имели, суммарно произведение больше напоминает приговор.
Вторая часть показывает женщину во второй роли – верная жена и спутница и жизни. Мужчина на картине явно расстроен письмом с траурной полосой, которое он держит в руке, супруга утешает его. Видно, что она прекрасная хозяйка: стол накрыт для завтрака, в вазочке на каминной полке стоят свежие цветы. Ухоженная, красивая женщина – образец добродетельной дамы своего времени.
На завершающей части триптиха дочь заботится о больном отце, служит утешением его старости. Известный викторианский критик Джон Рёскин так писал об этих картинах:
«Сила женщины — в правлении, а не в битве, а её интеллект — не для изобретения или созидания, а для мягкого упорядочивания, приведения в порядок и принятия решения. Ее функция — похвала.»
«Без имени и друзей»
Ужас ситуации для большинства женщин той эпохи заключался в том, что, оставшись «без имени и без друзей» - как героиня на картине Эмили Мэри Осборн, девушкам было очень сложно найти достойное место в жизни. Судя по одежде, юная художница недавно потеряла родителей. Она пришла в лавку, чтобы попытаться продать свою картину, но шансов на это у нее явно мало. Младший брат, единственный помощник, сопровождает ее.
Вдохновение для своей работы Эмили Осборн, возможно, черпала из романа Мэри Брантон «Самоконтроль», героиня которого пыталась помочь отцу, продавая свои картины. Если это так, то молодой человек на заднем плане, вешающий полотна на стену, должен ей помочь, и все в принципе закончится хорошо.
«Ревность и флирт»
Хейнс Кинг создал много прекрасных жанровых полотен. Больше всего художника привлекал накал страстей. На этой картине, например, разыгрывается целая драма. Бойкая девушка, сидящая в смелой позе, явно флиртует с молодым человеком, а вторая, в скромном темном платье, наблюдает за этим. Исследователи живописи считают, что, скорее всего, девушки – сестры, оставшиеся сиротами (об этом говорит маленькое фото отца на стене). Даже если красавицы живут теперь с матерью, их единственный шанс пристроиться в жизни – это удачное замужество.
Характеры героинь настолько различны, что жители викторианской Англии, воспитанные на классических образцах литературы, скорее всего видели в картине распространенный сюжет выбора между добродетелью и пороком. Девушка в скромном чепце олицетворяет праведность. В углу стола за ней видны книги, скорее всего, молитвенники, она не позволяет себе так фривольно общаться с мужчинами и поэтому находится на втором плане. Выберет ли молодой человек яркую и веселую или более скромную, но добродетельную девушку – вопрос остается открытым, зритель может додумывать сюжет картины сам.
«Подкидыш возвращается к матери»
На этой картине запечатлен счастливый момент, когда мать забирает из приюта ребенка, оставленного там на воспитание. Однако зачем она в таком случае его бросала? Эта картина вскрывает еще один «нарыв» на теле общества викторианской Англии – ситуацию с сиротами. Дело в том, что строгие пуританские правила не позволяли незамужним женщинам иметь детей. То есть, конечно, никто у них младенцев не отбирал, но добропорядочные хозяева с большой вероятность выгнали бы горничную или служанку, принеси она «в подоле» ребенка. И это при том, что зачастую именно хозяин был отцом незаконнорожденного. Молодая мать, оставшись без работы и средств к существованию, чаще всего скатывалась на самое дно или погибала в трущобах Лондона.
Поэтому сотни молодых девушек, не сумевших избежать подобной неприятности, бросали новорожденных прямо на улицах города или подкидывали их на пороги богатых домов. Когда количество умирающих беспризорных детей в Лондоне превзошло все мыслимые приделы, был создан Воспитательный дом, который, однако, проблему полностью не решил. Однако у некоторого числа подкидышей появился хоть какой-то шанс. Одним из таких людей был Джон Браунлоу. Он вырос в Воспитательном доме, а потом стал его директором (мы видим его на картине). Дочь этого достойного человека стала художником, что также по тем временам было для женщины нелегкой задачей, она-то и является автором данного полотна. Кстати, именно Джон Браунлоу выведен в романе Диккенса «Оливер Твист» как мистер Бранлоу. Писатель был другом этой семьи и именно в ней черпал вдохновение и информацию, работая над своим бессмертным творением.
По поводу сюжета картины, можно предположить, что женщина, вернувшаяся за своим ребенком, сумела как-то встать на ноги, возможно, вышла замуж и уговорила мужа принять ее дитя. В любом случае, это полотно – пример счастливого конца печальной истории. Кстати, сама художница, как истинная женщина викторианской эпохи, позднее вышла замуж и забросила искусство, посвятив себя семье.
«Прошлое и настоящее»
Эта назидательная история, рассказанная художником в форме триптиха, не может никого оставить равнодушным. На первой картине мы видим острый момент семейной драмы: женщина лежит на полу, заламывая руки от отчаяния, а ее муж бесстрастно взирает на эту сцену. Скорее всего, причиной ссоры стала неверность жены – муж держит в руках письмо, которое, вероятно, открыло ему правду. Рядом играют две девочки. Именно они, разбирая бумажки, нашли обличительную записку, но малышки не могут понять суть происходящего и смотрят на родителей спокойно. Они еще не знают, что теперь их жизнь изменится навсегда.
Две последующие части триптиха показывают нам членов этой же семьи много лет спустя. Сестры выросли, они находятся в комнате, обстановка которой гораздо беднее, чем раньше. Глядя на лунную ночь, они горюют – то ли о недавно умершем отце (одна из девушек в траурном наряде), то ли о матери, разбившей по неосторожности их семейный очаг. Сама мать смотрит на ту же луну из-под моста Адельфи в Лондоне. Мы видим, что за эти годы женщина превратилась в нищенку, значит муж выгнал ее из дома и, скорее всего, запретил видеться с детьми. Из плаща женщины торчат маленькие ножи – еще один ребенок, рожденный ею уже вне семьи, который теперь делит с матерью ее участь.
Эта пронзительная картина воспринималась пуританско-настроенной частью зрителей как предостережение – вот к чему может привести всю семью неосторожное поведение женщины. Однако полотна вызвали большой общественный резонанс и заставили задуматься о том, что, даже совершившая серьезный проступок против чести и морали, женщина не должна быть полностью зависима от воли мужчины, считающегося, фактически, хозяином ее жизни.
Начало: Что могут рассказать картины художников-викторианцев о жизни британских женщин. (ч.1)