Депрессия по Гойя: «Черная живопись» художника, создававшего самые мрачные картины всех времен
1,224
просмотров
Абсолютно точно нет ни одного человека, который глядя на творения Гойи остался бы равнодушным или хотя бы не поразился увиденному. Но не все рискнут даже взглянуть на эти фрески. «Черная живопись» Франсиско Гойи была создана более 200 лет назад, но и по сей день поражает своей фантастичностью и ужасом.

«Черная живопись» (по-испански: Pinturas negras) - это название цикла из 14 фресок Франсиско Гойи, выполненных на стене его дома. Написал эти настенные фрески художник в период между 1819 и 1823 годами. Они описывают тяжелые психологические темы, отражающие его безумие и мрачный взгляд на человечество. Ни одна из фресок не была названа самим Гойей, историки искусства самостоятельно предоставили им имена и собственные интерпретации каждого произведения.

История «Дома глухого»

В 1819 году, в возрасте 72 лет Гойя переехал в двухэтажный дом за пределами Мадрида, который назывался «Дом глухого». Названный в честь своего предыдущего глухого владельца, Гойя также переехал в это жилище практически оглохшим (последствия лихорадки, которой художник переболел в 46 лет). Считается, что Гойя намеренно купил этот дом для совместного проживания с Леокадией Вайс, вдали от чужих глаз, ведь ее спутница все еще была замужем за Исидоро Вайс. Гойя создал фрески поверх обоев, которые покрывали стены виллы. «Черная» композиция Гойи основывалась на сельских сценах и небольших фигурах, описанных из окружающих пейзажей. Стены комнат дома он покрыл 14-ю темными, исполненными масляными красками панно фантастического характера. Семь изображений находились на первом этаже и 7 на втором. Расположенные на стенах скромного жилища, эти фрески напоминают огромные станковые полотна. Необычна и палитра, в которой преобладают оливково-серые и черные краски с редкими тревожными пятнами белого, желтого и розовато-красного.

Схема первоначального размещения Мрачных картин в Кинта-дель-Сордо.

Сейчас эти изображения находятся в музее Прадо в Мадриде. В современности Гойя считается одним из трех титанов-испанцев постоянной экспозиции Прадо вместе со своими кумирами Диего Веласкесом и Питером Паулем Рубенсом. Есть мнение, что эта работа прокладывает мост между этими старыми мастерами и великими современниками, пророчествуя экспрессионизм и сюрреализм.

"Дом глухого"

Причины создания самой мрачной живописи в истории

После наполеоновских войн и внутриполитических беспорядков в Испании Гойя стал довольно жестоко относится к человечеству. Ситуация в стране повлияла на то, что художник воспринял все сопровождающие эмоции террора, страха, истерии и отразил их особенно ярко именно в «Черной живописи». Темное, зловещее начало господствует в фресках «Дома глухого», где изображения возникают, как в кошмарном сне. Темы произведений «Черной живописи» мрачны: зло, жестокость, невежество, смерть.

Помимо политических факторов, на живопись повлияли и личные трагические причины: он пережил две смертельные болезни и становился все более беспокойным, опасаясь рецидива. Используя масляные краски и работая прямо на стенах своей столовой и гостиной, Гойя создавал работы с темными, тревожными темами. Фрески не были заказаны и не должны были покинуть его дом. Вполне вероятно, что художник никогда не предназначал эти фрески для публичной демонстрации.

Самая известная и страшная фреска

Возможно, самая известная и страшная из цикла фреска - это «Сатурн, пожирающий своего сына» - описывает Титана Кроноса (Сатурна в римской мифологии), отца Зевса, съедающего одного из своих детей. Опасаясь пророчества о том, что один из его детей свергнет его, Сатурн съел каждого из своих детей после рождения. Гойя изображает этот акт каннибализма с поразительной дикостью. Фон черный, в то время как конечности и голова Сатурна, кажутся яркими и выскакивают из тени. Глаза Сатурна огромные и действительно зловеще ужасные.

Фрески Гойи — необычны и уникальны. Они вполне могут быть поставлены в цепь развития произведений монументальной живописи.

«Черную живопись» написал художник, творящий в своем собственном пространстве и времени, никому ничего не сообщающий и выражающий себя в одиночестве. Результаты остаются такими же личными, неизгладимыми и запутанными, как сны. Произведения Гойи сохраняют волнующую современность, вдохновляя многих передовых художников мира на создание шедевров.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится