Появление этих удивительных произведений в Списке позволило США прочно закрепиться на карте организации, и теперь проекты Райта поставлены в один ряд с величайшими шедеврами архитектуры, которые знает и почитает весь мир.
В обновленном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО несколько дней назад появилась уникальная коллекция из 8 незаурядных современных зданий, которые спроектировал выдающийся архитектор ХХ века Френк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright). На рассмотрение Комитета было представлено 449 его лучших проектов, из которых выделили сразу восемь сооружений. Этому эпохальному событию предшествовали не только 72 года созидания самого зодчего, но и 15 лет кропотливого труда людей, которые готовили все необходимые документы для выдвижения кандидата на номинацию Modern Architecture. Но титанический труд был не напрасен, ведь уже сегодня проекты Райта можно поставить вровень с Пирамидой Хеопса, Великой Китайской стеной и еще с 1111 выдающимися памятниками архитектуры со всего мира, которые признаны Всемирным культурным наследием.
После заседания Комитета, которое в этом году проходило в Баку (Азербайджан), в пресс-релизе было заявлено: «Работа Райта на протяжении длительного периода оказала сильное влияние на развитие современной архитектуры в Европе... Эти здания отражают «органическую архитектуру», разработанную самим архитектором, включающую в себя проект под открытым небом, размытие границ между экстерьером и интерьером и беспрецедентное использование таких материалов, как сталь и бетон».
Познавательно: Термин «органическая архитектура» был определен самим Фрэнком Райтом, который считается ее родоначальником: «Органическая архитектура – это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник».
В сегодняшнем материале мы собрали все восемь проектов Фрэнка Ллойда Райта, которые заслужено получили почетный статус Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1. «Дом над водопадом» в Пенсильвании (1936-1939 г.г.)
Fallingwater – этот самый выдающий проект, который уже не одно десятилетие считается эталоном «органической архитектуры был разработан для супружеской пары Эдгара и Лилиан Кауфманн.
О своем самом узнаваемом шедевре, расположенном на камне, свисающем над ручьем, зодчий говорил так: «Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…».
2. Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1956-1959 г.г.)
Guggenheim Museum – уже полвека считается выдающимся творением Фрэнка Ллойда Райта, до сих пор поражающим уникальным дизайном и неповторимой красотой.
По задумке автора проекта, посетители, поднимающиеся по великой спирали исторического здания, которая устремляется к куполу, могут увидеть уникальные выставки Гуггенхайма, на которых представлены работы знаменитых художников, начиная с XIX века и до наших дней.
3. Дом Герберта и Кэтрин Джейкобс в Мэдисоне, штат Висконсин (1936-1937 г.г.)
The Herbert Jacobs House – создан в оригинальном стиле, который тоже изобрел Фрэнк Райт. Этот абсолютно недорогой дом для семьи Джейкобс из Мэдисона стал первым «американским жильем», которое кардинально отличалось от европейских постулатов архитектуры. Для его создания в основном использовалось дерево и кирпич.
4. Храм Единства в Оук-Парк, Чикаго(1906-1908 г.г.)
Необыкновенный храм Unity Temple был создан родоначальником современной архитектуры еще в самом начале своей деятельности на поприще экспериментатора. После пожара, который полностью уничтожил Унитарианскую церковь, Райту пришлось создавать ее заново. Поскольку бюджет для строительства был очень мал, ему пришлось придумывать способы удешевления проекта. Вот тогда-то он и решил использовать железобетон, что впоследствии стало огромным прорывом в строительной индустрии.
5. Дом Фредерика Роби в Чикаго (1908-1910 г.г.)
The Frederick C. Robie House – это первое сооружение Фрэнка Райта, которое он спроектировал в стиле «дома прерий». Спустя более 100 лет он считается признанным шедевром в серии загородных особняков, которые имеют респектабельный внешний вид и новаторскую пространственную композицию. И как доказательство того, что это уникальный архитектурный объект, он не только попал в Список культурного наследия, но и является Национальным историческим памятником США.
6. «Дом Мальвы» в Лос-Анджелесе (1918-1921 г.г.)
Весьма интересный концепт жилого дома-театра Hollyhock House был разработан Фрэнком Райтом для дочери нефтяного магната. По задумке жилой дом интегрировали в театральный комплекс, поэтому одна сторона здания открыта для организации самой настоящей сцены, а другая – совмещена с оранжереей. Но привередливая хозяйка не оценила усилия мэтра, поэтому дом совсем короткое время был жилыми апартаментами. После продажи особняка городу, власти превратили его в художественную галерею, которая со временем стала музеем, имеющим статус Национальной исторической достопримечательности США.
7. Дом-студия Фрэнка Ллойда Райта в Аризоне (1938 г.)
Собственный дом Taliesin West мэтр современной архитектуры спроектировал в своем коронном стиле «домов прерий». Необычный особняк, расположенный в пустынных предгорьях Аризоны несколько раз перестраивался из-за пожаров, но все равно сохранил свою уникальность. В этой резиденции Фрэнк, начиная с 1938 г. не просто жил в зимние месяцы, он организовал собственную школу Frank Lloyd Wright. После его смерти в 1959 году этот особняк стал главным корпусом Школы архитектуры в Талисине, там же сейчас находится Фонд Фрэнка Ллойда Райта (The Frank Lloyd Wright Building Conservancy).
8. Талиесин I, II, III в Спринг-Грин (1911-1959 г.г.)
Это самый длительный проект Фрэнка Райта над которым он работал, начиная с 1911 года. Огромный участок земли 323 га, которым владели, его дедушка с бабушкой вдохновил его на создание собственного дома – Taliesin North. Ряд трагических событий, произошедших в этом доме после строительства, заставляли зодчего перестраивать и перекраивать необычное пространство но, тем не менее, он становился еще оригинальней и красивее. После всех неприятных событий особняк выполнял функции мастерской, школы и был местом для встреч учеников и коллег великого архитектора.
Президент и генеральный директор Фонда The Frank Lloyd Wright Building Conservancy, который руководил подготовкой всех работ великого архитектора, после оглашения вердикта Комитета сказал: «Эти достопримечательности не просто памятники Всемирного наследия, потому что они прекрасны. Это места глубокого влияния, вдохновения и гармоничного слияния». И это действительно так!