Джоанна Ван Гог-Бонгер: голландка, которая сделала Ван Гога знаменитым
872
просмотров
Имя Винсента Ван Гога теперь стало именем нарицательным, синонимом цвета, драматизма и гениальности. Вот почему удивительно думать, что на момент его смерти в 1890 году Винсент продал только одну картину. Как же тогда можно объяснить посмертную славу Винсента, его популярность и тот факт, что его картины сейчас продаются за миллионы долларов? Винсент и весь мир всем этим обязан женщине по имени Джоанна Ван Гог-Бонгер.

Долгий путь к искусству

Винсент Ван Гог был вторым ребенком в семье, в которой в конечном итоге будет шестеро детей. Он занимался многим на протяжении всей своей жизни: был подмастерьем торговца произведениями искусства, учителем английского языка, проповедником, студентом-теологом, миссионером. Только когда ему исполнилось почти 30 лет, он начал серьезно заниматься своим искусством. В этот момент Винсент был без гроша в кармане и боролся с кризисом веры, что, должно быть, было глубоко огорчительно для сына проповедника.

Винсент Ван Гог (слева) и Тео Ван Гог (справа).

Тео Ван Гог был третьим по старшинству выжившим ребенком в семье Ван Гогов, а также ближайшим другом и доверенным лицом Винсента. В 16 лет он стал самым молодым сотрудником арт-дилеров Goupil & Cie, а затем возглавил главный офис в Париже. Благодаря своей работе он сыграл важную роль в представлении голландского искусства остальной европейской публике. Он пытался сделать то же самое для работы своего брата, но безуспешно.

Судьбоносное знакомство Тео Ван Гога и Джоанны Бонгер

Возможно, самое важное, что случилось с Тео в Париже – это то, что он встретил Андриса Бонгера, голландца, сотрудника торговой фирмы, библиотекаря Голландского клуба и брата Джоанны Бонгер.
Именно через своего брата Андриса Джо познакомилась с Тео Ван Гогом в июле 1885 года, но лишь в конце 1888 года они встретились вновь в Париже, и между ними возникли теплые чувства.

Джоанна Ван Гог-Бонгер и Тео Ван Гог.

В письме, которое Тео отправил своей матери, он написал:

«Она [Джо] жила у своего брата около месяца, когда я встретил ее, и на самом деле как раз собиралась уезжать. Мы виделись не один раз, и вскоре я понял, что все еще люблю ее так же сильно, как и раньше. На этот раз мы лучше поняли друг друга. Она благородная, милая девушка, которой я очень доверяю. Могу ли я сделать ее счастливой, как она от меня ожидает? Я сделаю все, что в моих силах».

Смерть братьев

Джо и Тео были вместе всего около двух лет. Они поженились в 1889 году в Амстердаме и уехали в Париж. Джо с энтузиазмом написала сестре о своей новой жизни:

«Тео так добр ко мне – и мы так хорошо ладим вместе, мы привыкли друг к другу с самого первого момента, ничего принудительного, ничего странного, он такой простой и естественный, и он говорит то же самое: я не думал, что это будет так хорошо».
Джо усвоила свои первые уроки того, как стать арт-дилером, от самого Тео. Что создает искусство? И что делает искусство прекрасным? Должно быть, она размышляла над этими вопросами, когда помогала мужу выполнять его работу в галерее и заботилась об их сыне Винсенте Виллеме.

Винсент умер в Овер-сюр-Уазе в июле 1890 года, и Тео успел приехать как раз вовремя, чтобы увидеть кончину брата. Это был ужасный период для них обоих, и Тео так и не смог полностью восстановиться. Письмо Джоанны Тео в связи со смертью Винсента пронзительно по своему горю и ее беспокойству о муже:
«Мне так глубоко грустно, и я даже не могу обнять тебя и разделить твое горе. Если бы только я осталась там, чтобы, по крайней мере, быть с тобой в эти печальные часы твоей жизни. Все, чего я хочу сейчас – это быть с тобой, обнять тебя и показать тебе, как сильно я разделяю твое горе и как сильно я тебя люблю».

Могилы Винсента Ван Гога и его брата Тео (муниципальное кладбище в Овер-сюр-Уаз, Франция).

Однако к концу января 1891 года Тео тоже умер, оставив Джоанне сына и квартиру, до краев заполненную работами Винсента, которые никому не были нужны и которые Тео так и не смог продать, а это более 400 картин и несколько сотен рисунков.

Начало трудного пути Джоанны и важный шаг в истории искусства

После смерти Тео Джо вернулась в Нидерланды, где открыла пансион, чтобы содержать себя и маленького Винсента. Оказавшись там, она начала размышлять, что делать с наследием, оставленным ей Тео, его миссией – показать искусство Винсента миру.
Поворотным моментом для нее стало то, что она начала читать письма Винсента, которые сохранил Тео – все 651 из них.

Джоанна Ван Гог-Бонгер с сыном Винсентом Виллемом, 1890 год.

Письма Винсента были полны жизни и подробностей. Он писал об интенсивных цветах, которые окружали его повсюду и которые он стремился воссоздать в своих картинах; о техниках, с которыми экспериментировал, и о том, что он пытался сказать каждым произведением искусства. Джоанна, наконец, смогла увидеть то, что все остальные упускали раньше – ключ к пониманию искусства Винсента был в письмах.

Это был важный шаг в истории искусства. До этого момента искусство, которое демонстрировалось в салонах и галереях, искусство, которое люди заказывали и покупали, имело цель только вне собственной жизни художника. Художники не рисовали и не лепили, чтобы показать свой внутренний мир. Критерии, по которым зритель мог судить о достоинствах произведения искусства, в основном основывались на техническом мастерстве художников.

Первым шагом Джоанны было заручиться помощью искусствоведа Яна Вета, который был ее другом и считал, что индивидуальное самовыражение в искусстве важнее, чем следование академическим рекомендациям. Потребовалась некоторая работа, чтобы убедить Вета хотя бы взглянуть на картины и прочесть письма Винсента.

Картины Ван Гога «Юноша в кепке» и «Подсолнухи».

Вет написал одну из первых оценок работ Винсента Ван Гога, заявив, что теперь он может понять, что Винсент искал первичные корни вещей, чтобы увидеть мир таким, каким он был, изображая его и все в нем в его полной, несовершенной красоте.

После благоприятной критики Вета последовало еще много других. Вскоре Джо уже показывала работы Винсента в галереях. Люди по всей Европе хотели купить их. Она отправила картины Винсента более чем на 100 выставок и на практике узнала, как лучше всего побуждать людей покупать произведения искусства. Она отправляла много работ, но оговаривала, что четверть из них не выставлялась на продажу, чтобы повысить их ценность в глазах людей.

Всемирная известность Винсента Ван Гога

Через 15 лет после смерти Винсента Ван Гога Джо Ван Гог-Бонгер организовала крупнейшую в истории выставку работ художника, на которой было представлено 484 работы, в музее Стеделийк – крупнейшей выставке современного искусства Амстердама.

Джо Ван Гог-Бонгер в гостиной дома на Конингинневег 77, Амстердам, 1914-1915.

Люди приезжали со всей Европы. После этой выставки цены на картины Винсента в последующие месяцы выросли в два-три раза. Джо неустанно трудилась на протяжении всей своей жизни, чтобы сохранить наследие Ван Гога. Как только Винсент стал хорошо известен в Европе, она взяла на себя смелость сделать его известным во всем мире. Итак, она на некоторое время переехала в Нью-Йорк, прихватив с собой свои письма. Последней великой задачей в ее жизни было перевести письма на английский язык и подготовить их к публикации.

Искусство навсегда изменилось благодаря энергичному художнику, его преданному брату и решительной жене брата. Без Джо не было бы Винсента. Не менее интересно, чем эпатировала публику лучшая художница-анималистка XIX века Роза Бонёр, которой восхищалась королева Великобритании.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится