Эпоха дуэлей: как средневековая традиция дожила до XX века
924
просмотров
Что такое судебный поединок, как он появился и как превратился в дуэль? Как и за что дрались короли? Чем отличались поединки на Руси и как дуэли стали частью русской дворянской культуры XVIII и XIX веков? Об этом читайте в нашем материале.

На протяжении столетий в Европе господствовало мнение, что обиду можно смыть только кровью. Более того, считалось, что бог всегда выступает на правой стороне и виноватого неизбежно ждёт расплата.

Эта в общем-то совершенно языческая идея без всяких проблем утвердилась в христианском мире, став основой для судебного поединка.

Действительно, стоит ли разбираться в преступлении, когда жертва и подозреваемый могут просто взять в руки мечи и отдать свою судьбу на волю провидения?

Именно так в 501 году решил король бургундов Гундобад, установивший правила поединков между обвиняющим и обвиняемым с целью выяснить, кто же из них прав. Что характерно, сама мысль о необходимости решать судебный спор не словами, а клинками была для древних германцев совершенно естественной и никаких возражений не вызывала.

Впрочем, варварам было не занимать логики. Судебный поединок назначался только в том случае, когда подозреваемый не мог быть уличён в преступлении, а пострадавший настаивал на решении спора с оружием в руках.

Поединок двух королей

Право на судебный поединок неизменно сохранялось и подтверждалось в средневековых кодексах.

Поединок Эдмунда Железнобокого и Кнуда Великого

Дело дошло до того, что в 1016 году на поединке сражались два короля — английский Эдмунд Железнобокий и датский Кнуд Великий. Причина дуэли была проста — Кнуд хотел завоевать Британию, а Эдмунд всячески мешал ему в этом нелёгком деле. Сойдясь на поле боя, два правителя после недолгой беседы пришли к выводу, что их люди устали воевать.

Так что почему бы не решить судьбу короны всего одним поединком?

Дуэль королей состоялась верхом. Эдмунд, будучи сильнее Кнуда, мощным ударом разбил его щит и уже готовился нанести смертельный удар, как датчанин остановил поединок, предложив вместо пролития крови разделить остров пополам. Так и порешили.

Впрочем, Эдмунд вскоре умер, так что Англия досталась Кнуду. Кстати, по одной из версий Эдмунд был застрелен из арбалета, сидя на отхожем месте. Сюжет, воспроизведённый Дж. Мартином в «Игре престолов», где именно так от руки своего сына Тириона погиб лорд Тайвин Ланнистер.

Дуэли «на высшем уровне»

Мнение, что хорошая драка — это самое достойное средство решения споров между благородными людьми, всё больше утверждалось, и в Средние века на дуэлях сражалось бесчисленное множество дворян.

Привычке решать споры с оружием в руках помогали и турниры, где, хотя и редко, участники поединков погибали.

Король Франции Людовик IX Святой, будучи глубоко верующим и очень гуманным человеком, считал, что поединки противоречат основам христианства, и пытался запретить их.

Запрещающий эдикт переиздавался несколько раз, что говорит об одном — успеха инициатива короля не имела.

В ходе непримиримого конфликта между Священной Римской империей и Французским королевством французы проиграли сражение под Павией, а их король Франциск I оказался в плену у немцев. Император Карл V выпустил Франциска I из заключения на тяжёлых условиях Мадридского мира. Но как только король Франции получил свободу, он немедленно отказался соблюдать договор и начал искать союзников для продолжения боевых действий. Карл V назвал своего коронованного врага человеком, лишённым чести, и вызывал на смертельный бой. Дуэль не состоялась — вместо неё началась новая война.

История с королевскими поединками получила продолжение несколько столетий спустя. Русский император Павел I бросил вызов всем монархам Европы, чтобы остановить международные конфликты, — все разногласия он хотел решить в частной драке. А король Швеции Густав IV Адольф вызвал на дуэль своего недруга Наполеона I. Оба поединка не состоялись из-за неявки потенциальных противников.

Поединки в России

На Русь судебный поединок пришёл от скандинавов. Дуэль упоминается средневековыми авторами как один из привычных обычаев русов.

В XV веке Псковская судная грамота устанавливала необходимость сражаться по самым важным имущественным вопросам — от раздела земли до споров о долгах. Дело было обставлено просто: кого убьют, тот и проиграл, остался без земли и денег. Более того, наследники погибшего должны были оплатить судебную пошлину князю.

Судебник Ивана Грозного 1550 года подробно описывал поединок в десяти статьях. Основания для дуэли могли быть самые разные — от оскорблений до разбоя и убийств. Причём закон строго следил за равенством сторон: «Биться следует воину с воином, или не воину с не воином, разрешается проводить поединок не воина с воином, если инициатива исходит от первого».

Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал, что русские охотно прибегают к поединкам для решения споров между собой. Так что рассказы о том, что дуэли были делом непривычным для русских — есть не что иное, как распространённое заблуждение. Просто в России перед тем, как подраться, надо было поставить в известность власти, так как на всяком законном поединке должны были присутствовать её представители — окольничий и дьяк.

Упадок дуэлей в XVII веке

В XVI столетии отношение к судебным поединкам стало меняться. Они постепенно исчезали, сменяясь привычным судебным процессом. В результате европейская дуэль стала «частным делом» — тем случаем, когда люди не считают необходимым обращаться в суд и предпочитают решить неудобные вопросы с помощью шпаг. Поэтому поединки совершенно исчезли в среде купцов и горожан, но зато культивировались дворянством как особый и очень важный обычай сохранения чести благородного сословия.

При этом абсолютистское государство стремилось запретить дуэли, так как считало, что дворянин должен проливать кровь за короля, а не за собственные убеждения. Драконовские меры не помогали — дуэли сохранились, хотя и происходили тайно.

В России получилось так, что Соборное уложение 1649 года, по которому Русское государство жило аж до Николая I, устанавливал: «А будет кого обесчестит словом, а не ударит, его за бесчинство посадить в тюрьму на месяц». Удивительное равенство для всех сословий. И возможность отделаться коротким заключением, в отличие от европейцев, рисковавших своей жизнью.

Возвращение дуэлей

Обычай поединка оказался забыт, и в 1666 году москвичи с удивлением рассказывали, как на дуэли дрались два наёмника — генерал Гордон и майор Монтгомери.

Пётр I, вводя в стране европейские порядки, для профилактики скопировал французское законодательство, запретив решение вопросов с оружием под страхом смерти. Несмотря на это, из-за привитой дворянству культуры чести дуэли всё же случались. Хотя во много раз реже, чем в Европе.

При Петре III, считавшем поединок ключевым элементом дворянской чести, они стали происходить всё чаще. А при Екатерине II вошли в обычай, что отметил Пушкин в «Капитанской дочке».

Этому помогло издание «Манифеста о вольности дворянской», а затем «Жалованной грамоты дворянству», которые культивировали у благородного сословия идеи избранности и принадлежности к элите.

Павел I относился к поединкам очень благожелательно. В молодости он как-то сам чуть было не подрался с графом Разумовским, которого подозревал в излишнем внимании к своей супруге.

Дуэльная лихорадка

Эпоха Александра I справедливо считается золотым веком русского дворянства — и одновременно пиком поединков. Общество охватила настоящая «дуэльная лихорадка», и вызовы бросались порой по самым ничтожным поводам.

Ситуацию после поражения Наполеона I подогревало нахождение во Франции значительных оккупационных сил русских, австрийцев, пруссаков и англичан. Все они вместе с французами — как роялистами, так и бонапартистами, — увлечённо фехтовали и стрелялись, споря о политике, искусстве и женщинах.

Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.

Драться было можно, но рассказывать об этом не стоило.

За дуэль наказывали, могли отправить служить на Кавказ, где постоянно шла война, или выслать из страны, как иностранца Дантеса, застрелившего Пушкина.

Но обычно свидетели — представители благородного общества — давали согласованные между собой показания о «несчастном случае», и поединок оставался без последствий.

Упоминание о дуэлях в печати было категорически запрещено, так что о гибели знаменитостей — Пушкина и Лермонтова — сообщалось без объявления причин. Хотя все всё прекрасно понимали.

Пушкин в «энциклопедии русской жизни» — «Евгении Онегине», оставил поэтическое описание дуэли:

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В гранёный ствол уходят пули,
И щёлкнул в первый раз курок.

На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.

Тогда же обычай нашёл множество критиков, обвинявших дуэлянтов в кровожадности.

Самым ярким отражением такого мнения стала повесть Куприна «Поединок». В ней положительный герой поручик Ромашов гибнет от совершенно ничтожной интриги, чтобы старший по чину карьерист Николаев смог без ненужных слухов поступить в академию Генерального штаба.

Повесть встретила самую широкую поддержку среди российских либералов, но многие военные сочли её клеветой на армию. Впрочем, начавшаяся Первая мировая война, а затем революция стали причиной исчезновения обычая поединков. Так дуэли окончательно ушли в прошлое.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится