Фонтан Треви в деталях
502
просмотров
Туристы, кидающие монетки в фонтан Треви, всего лишь загадывают желание. Они и не подозревают, что на самом деле приносят дары античным божествам и городским беднякам
Фонтан Треви. Рим, Италия

«Бросишь монетку, и желание исполнится. Только загадывать надо одно — вернуться в Рим», — две героини голливудского кино учат третью «правильно» кидать денежку в фонтан Треви: через плечо, спиной к воде. Обычай известен по крайней мере с XIX века, однако массовое паломничество с киданием денег началось после выхода в 1954 году фильма «Три монеты в фонтане». Влияние сакрального числа три в коллективном бессознательном, видимо, велико, и возник вариант «ритуала» уже с тремя монетами: одну бросают, чтобы вернуться в Рим, две — чтобы встретить там любовь, и три — чтобы роман привел к свадьбе. В наше время ежедневный «улов» коммунальных служб составляет около 3000 евро, он идет в поддержку неимущих; частным лицам вытаскивать монеты запрещено.

Сам обычай бросать в воду деньги и другие ценные вещи очень древний. В античные времена так отправляли подношения водным божествам. История фонтана тоже начинается в Античности. К этому месту шел древнеримский акведук Аква Вирго, построенный в 19 году до н. э. В эпоху Ренессанса здесь появился фонтан, в него по акведуку поступала вода. А знакомое современным туристам сооружение на площади Треви начали строить в 1732 году по проекту Николы Сальви. Этот воплощенный в камне гимн воде — источнику жизни и благ — создавали три десятка лет, при трех папах римских. Название «Треви», вероятно, происходит от итальянского tre vie, что означает «три дороги»: площадь появилась там, где сходились три улицы.

1. Океан. По замыслу Сальви, центральной фигурой фонтана стал не бог морей Неп­тун, как многие думают, а титан Океан — повелитель всех вод, породивший три тысячи дочерей-океанид и столько же сыновей — речных потоков.

2. Статуи на колоннах. Аллегории благ, приносимых дождем: «Изобилие фруктов», «Урожай злаков», «Дары осени», «Прелести садов».

3. Открытие источника. Сцена из легенды, объясняющей, почему акведук был назван Аква Вирго (virgo — «дева» по-латыни). Страдавшие от жажды римские солдаты встретили девушку, показавшую им родник — будущее начало акведука.

4. Основание акведука. На рельефе изображен полководец Марк Випсаний Агриппа, повелевающий провести воду из источника в Вечный город для основанных им общественных бань. Длина акведука была более 20 км.

5. Герб. Инициатор строительства фонтана папа Климент XII позаботился, чтобы его герб находился выше стоящего за фонтаном палаццо Поли, владельцы которого были родственниками одного из предыдущих понтификов, Иннокентия XIII. Над щитом — тиара и ключи, символы папской власти.

6. Надписи. Высечены по приказу пап, при которых строился фонтан: «Климент XII, великий понтифик, с изрядной изысканностью украсил этот источник Девы, славный изобилием и целительной силой вод, в год Господень 1735, на шестой год его понтификата», «Бенедикт XIV, великий понтифик, содеял», «Статуи и рельефы помещены здесь по распоряжению Климента XIII, великого понтифика, и вся работа завершена без дальнейших доработок в год Господень 1762».

7. Богиня изобилия. Держит рог изобилия — атрибут античных божеств, раздающих блага, — в знак того, как щедро источник снабжает Рим водой.

8. Гиппокампы. Мифические морские создания с разным темпераментом, символизируют два состояния моря — спокойное и бурное.

9. Триумфальная арка. В Древнем Риме подобные сооружения устанавливали в честь победителей. Здесь в виде триумфатора предстает бог вод.

10. Богиня здоровья. Символизирует целительную силу и чистоту вод Аква Вирго. Греческая богиня здоровья Гигиея изображалась кормящей из чаши змею — священное животное ее отца, бога-целителя Асклепия. Копье тоже один из атрибутов Гигиеи, поскольку ее иногда отождествляли с богиней-воительницей Афиной.

11. Тритоны. Существа из греческой мифологии, обычно изображались в свите морских божеств.

Никола Сальви

1697 — родился в Риме в богатой семье.
1717 — был принят в Аркадскую академию — кружок интеллектуалов, в который допускались только поэты.
1725 — впервые упомянут как ученик архитектора Антонио Каневари; профессию Сальви, увлекавшийся математикой, медициной и философией, выбрал после девяти лет раздумий.
1732 — получил заказ на строительство фонтана Треви по итогам проведенного папой римским конкурса проектов.
1742–1747 — вместе с Луиджи Ванвителли создал в Риме и отправил в Лиссабон в разобранном виде капеллу Иоанна Крестителя для церкви Святого Роха — вероятно, самую дорогую в Европе того времени.
1751 — умер в Риме от пневмонии; возможно, его здоровье подорвали сырость и холод, царившие в подземной части акведука, где архитектор провел много времени в ходе работы над фонтаном Треви.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится