Храм Шипе-Тотека в Теуакане и мегаполис бронзового века в Израиле: 5 неверятных археологических находок 2019 года
219
просмотров
Первые археологические находки в прошлом году были сделаны еще в первые дни января — тогда в Мексике обнаружили останки древнего ацтекского храма, — да и в целом год прошел для археологов неплохо. Мы отобрали самые примечательные открытия.

Храм Шипе-Тотека в Теуакане, Мексика

Храм Шипе-Тотека в Теуакане, Мексика Голова и тело, как предполагается, изготовлены из риолита, магматической вулканической породы

Начнем с того самого первого в прошлом году открытия. Тогда группа археологов из Национального института антропологии и истории Мексики под руководством Ноэми Кастийо Техеро (Noemí Castillo Tejero), работая в Археологической зоне Ндачхиан-Теуакан, впервые обнаружила остатки храма, посвященного древнему ацтекскому богу Шипе-Тотеку, также известному как Освежеванный бог. Он был одним из важнейших в пантеоне жителей Центральной Америки в доколумбовый период и почитался как бог силы, владыка сезонов, возрождения и т. д., одновременно насылающий на людей болезни, эпидемии, слепоту и глухоту. Освежеванным он назывался оттого, что, по преданию, для прокорма людей содрал с себя кожу (как кукурузный початок освобождается от оболочки). В жертву Шипе-Тотеку было принято приносить людей, с которых тоже сдирали кожу, чтобы потом жрецы могли использовать ее в религиозных церемониях, в частности облачаться в нее.

Принадлежность раскопанного пирамидального основания и двух алтарей для жертвоприношений, датируемых 1000–1260 гг. н. э., культу Шипе-Тотека археологи установили по найденным тут же характерным атрибутам: каменным головам по 70 сантиметров в высоту и по 200 кг массой с характерно раскрытыми глазами и ртом и каменному телу. Ранее храмов, посвященных этому богу, ученым обнаружить не удавалось.

Древнейшие в Евразии кости Homo sapiens из пещеры Апидима в Греции

Древнейшие в Евразии кости Homo sapiens из пещеры Апидима в Греции Сегодня комплекс пещер Апидима (отмечен маркером) — часть выступающего в море утеса, и к нему можно подобраться только на лодке, а в каких-то сотнях метров от пещер есть гостиницы, рестораны и прочие приметы беззаботной курортной жизни. А вот в памятные лишь редким старожилам времена верхнего плейстоцена (200–10 тыс. лет назад), когда полуостров Мани еще не был освоен греческой туристической отраслью, уровень моря в результате очередного оледенения был на десятки метров ниже и пещера была удобным местом для жизни первооткрывателей этих мест.

По общепринятой версии, ранние Homo sapiens возникли в Африке более 300 тыс. лет назад и стали расселяться по территории Европы лишь 50–70 тысяч лет назад, хотя попытки освоить новые территории за пределами Африканского континента предпринимались и раньше (в частности, в Израиле были обнаружены остатки костей черепа Homo sapiens в возрасте 177–194 тыс. лет).

Так считалось до прошлого лета, когда палеоантрополог Катерина Харвати из Университета Тюбингена не опубликовала результаты исследования, проведенного возглавляемой ею группой ученых. Исследование велось в отношении остатков двух черепов, найденных в пещере Апидима в Греции еще в 1970-е года и названных Apidima 1 и Apidima 2. С тех пор они лежали в хранилище и ждали, пока до них дойдут руки антропологов. И руки дошли: когда древние кости очистили от породы и тщательно изучили, удалось, в частности, создав 3D-модели осколков черепов, реконструировать их полный вид. Оказалось, что Apidima 2 принадлежал неандертальцу, а Apidima 1 — человеку вида Homo sapiens, то есть нашему с вами далекому предку. Но настоящая сенсация приключилась при проведении датировки костей: в момент обнаружения посчитали, что они, будучи найденными рядом, принадлежат к одному и тому временному периоду, однако метод уран-ториевой датировки показал, что Apidima 2 имеет возраст 170 тыс. лет (и это вполне ожидаемо — другие остатки неандертальцев, обнаруженные в Европе, имеют примерно такой же возраст). А вот Apidima 1 оказался на 40 тыс. лет старше, чем его сосед, и это — настоящее открытие, ведь раньше таких древних остатков сапиенсов в Европе не обнаруживали.

Находка, впрочем, не означает, что человеку разумному удалось закрепиться в Европе на сто с лишним тысяч лет раньше до того, как определило научное сообщество позднее. Скорее, по словам ученых, эта попытка заселения Европы не удалась, и когда сапиенсы исчезли, в той же пещере поселились неандертальцы. Тем не менее Apidima 1 были названы самыми древними остатками Homo sapiens в Евразии.

Мегаполис бронзового века в Израиле

Мегаполис бронзового века в Израиле

В 1977 году в Израиле примерно в 57 километрах от Тель-Авива в районе Эйн-Ирон решили вырыть небольшое водохранилище и обнаружили следы поселения в возрасте более 5000 лет. Его назвали Тель-Эсур и стали неспешно исследовать. Впрочем, пока в том же районе уже в 2017 году не решили построить шоссе и развязку, не было понятно, о поселении какого масштаба идет речь. Тогда археологи исследовали ближайшие окрестности Тель-Эсура, чтобы удостовериться, что строительство не погубит важные археологические памятники, и в 2019 году убедились, что таки погубит. Да не просто памятники, а целый огромный по меркам раннего бронзового века (3000 лет до н. э.) город — крупнейший из когда-либо обнаруженных населенных пунктов того периода в Израиле. Он имел площадь 65 га (примерно два московских Кремля) и плотную застройку, включавшую не только дома, но и храмы, общественные пространства и прочие атрибуты современных городов. Помимо остатков сооружений, археологи обнаружили многочисленные артефакты.

Население города, названного Эйн-Эсуром, оценивают в 6000 человек — ученые Итай Элад, Ицхак Пас и Дина Шалем, руководившие раскопками, назвали его настоящим мегаполисом, «Нью-Йорком бронзового века», жители которого вели активную хозяйственную деятельность и в частности торговлю с соседями. Примечательно, что под городом третьего тысячелетия до нашей эры обнаружились следы еще более раннего поселения, датируемого пятым тысячелетием до нашей эры — это уже халколит, или медный век, переходный период между палеолитом и бронзовым веком. По мнению исследователей, людей в эти места на протяжении тысячелетий привлекали источники, позволявшие заниматься сельским хозяйством и создавать поселения.

Безымянная средневековая художница из Германии

Безымянная средневековая художница из Германии Современница нашей безымянной героини, немецкая монахиня, автор мистических книг видений, духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине и, по-видимому, тоже художник, Хильдегарда Бингенская (1098-1179) — редчайший (но не единственный) и самый яркий пример средневековой женщины-творца, имя и работы которой были хорошо известны не только при ее жизни, но и по сей день. Сделанное международной группой ученых открытие, описанное выше, показывает, что женщин художников, композиторов и поэтов даже в Ранее Средневековье могло быть гораздо больше, чем мы думаем, хотя их имена и не сохранились. Изображение: Wikimedia Commons —> Современница нашей безымянной героини, немецкая монахиня, автор мистических книг видений, духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине и, по-видимому, тоже художник, Хильдегарда Бингенская (1098-1179; изображение — миниатюра в средневековом сборнике её сочинений) — редчайший (но не единственный) и самый яркий пример средневековой же

Жила-была в монастыре в маленьком немецком городке Дальхайме вблизи Рейна некая женщина — монахиня. Монастырь был невелик — всего на полтора десятка насельниц — а монахиня, помимо молитвы и иных приличествующих ее сану дел, занималась рисованием, причем настолько в этом преуспела, что ей доверяли работать с самым ценным в те времена (речь о периоде 1000-1200 гг. н. э.) красителем — ультрамариновым синим. В Европе в те времена он был крайне редок и дорог, так как сырье для его изготовления — минерал афганский лазурит (его также называют ляпис-лазурью) — добывался, как можно понять по его названию, исключительно в Афганистане (вернее, в Бадахшане, на границе нынешних Афганистана и Таджикистана) и нигде более. Ультрамарин давал наилучший из возможных синий цвет, который в те времена использовался в основном для изображения облачений Пресвятой Богородицы и неба, в частности при создании иллюминированных рукописей.

В возрасте 45-60 лет благочестивая монахиня тихо умерла от естественных причин и была похоронена тут же при монастыре. И жизнь в обители продолжила идти своим чередом, пока в XIV веке монастырь не сгорел и не оказался заброшен и забыт. Откуда же мы знаем эту историю? Из статьи, опубликованной международной группой ученых в издании Science Adnvances в начале января прошлого года. В 2011 году на месте монастыря были обнаружены захоронения — остатки монастырского кладбища. Помимо прочих артефактов, в руки любопытных ученых попала женская челюсть с зубами. А зубы и камень на них — отличный объект для исследований, так как последний позволяет сделать выводы о том, как жил и что ел их бывший владелец. Каково же было удивление исследователей, когда в зубном камне женщины они обнаружили частицы ультрамарина. Как он туда попал? Не ела же она его! Нет, самое простое объяснение заключается в том, что, вероятно, во время работы над рукописью — над изображениями и орнаментами на ней — она брала в рот кисть, чтобы расправить и/или размочить волоски. Все прочие способы попадания ультрамарина в рот, а именно использование красителя для лечения, целование изображений, сделанных с его помощью, работа над его созданием — согласно нынешним нашим представлениям, не могли реализоваться в то время в тех местах.

В чем важность данного открытия? В том, что до этого нам практически не были известны свидетельства того, что женщин допускали к наиболее ответственным работам с рукописями — раньше считалось, что этим занимались исключительно монахи-мужчины. Эта находка доказывает обратное.

Ранее неизвестная комната Золотого дома Нерона в Риме

Ранее неизвестная комната Золотого дома Нерона в Риме Обнаруженные в XV–XVI вв. в подземных помещениях фрески оказали немалое влияние на художников того времени, однако влага и грибок, проникшие в помещения при их вскрытии, и неосторожное обращение с археологическим объектом (в отсутствии-то археологии как дисциплины!) стали разрушать росписи. Хуже того, под воздействием окружающей среды стали обрушиваться своды помещений. Тем важнее в наше время обнаружить еще нетронутые помещения и изучить их с использованием современных научных методов и инструментов.

Гуляя по склону Эсквилинского холма в конце XV века молодой римлянин неожиданно провалился сквозь землю и обнаружил себя в «гроте», своды которого были покрыты красочными фресками. Так спустя полторы тысячи лет после постройки были обнаружены остатки огромного дворцово-паркового комплекса Domus Aurea, или Золотого дома, который Нерон задумал возвести после знаменитого пожара Рима в 64 году на месте... собственно, чуть ли не половины Рима.

Площадь комплекса сегодня оценивают в 40-120 га (площадь московского Кремля, напомним, — 28 га). Достроить его Нерон не успел, так как уже в 68 году истощил терпение соотечественников и бесславно погиб. Три следующих императора пытались довести строительство до конца, но не преуспели ни в этом, ни в правлении в целом, так как занимали почетный пост римского императора по нескольку месяцев. А затем — уже при императорах Веспасиане и Тите — сооружения дворца были лишены украшений, частично разрушены, а частично засыпаны землей (то есть, по сути, законсервированы), сверху и вместо них были построены жилые дома и общественные учреждения — амфитеатры (в том числе Колизей), бани, храмы и т. д. Законсервированные комнаты были открыты при описанных выше обстоятельствах лишь спустя полтора тысячелетия, когда свод одного из них провалился. Со временем таких помещений открылось больше и работы по их исследованию и поиску ведутся до сих пор.

Можно ли в одной из наиболее изученных археологических зон в мире, каковой является Рим, открыть что-то никому неизвестное? Оказывается, можно. Это и произошло, когда археологи обнаружили Комнату сфинксов, принадлежащую Золотому дому, — помещение с 4,5-метровым сводчатым потолком, заполненное землей и мусором более чем на половину высоты, стены и своды которого покрыты яркими фресками, в частности изображениями сфинксов — они и дали название этому объекту. Это открытие важно помимо прочего потому, что росписи почти 2000-летней давности сохранились тут в отличном состоянии.

Ваша реакция?