Из революционеров в классики: путь Достоевского
652
просмотров
Достоевскому, прежде чем стать писателем, пришлось пройти через революционное подполье, приговор к смертной казни и каторгу.

Достоевский — «Новый Гоголь»?

«Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, сын Фёдор», — так было написано о рождении будущего писателя в «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла в Москве.

Достоевский родился в небогатой семье 11 ноября 1821 года. Михаил Андреевич, отец Достоевского, был медиком, прошедшим Отечественную войну 1812 года. Он привил своему сыну патриархальные семейные традиции. Несмотря на жесткую дисциплину, царившую в доме Достоевских из-за отца будущего классика, Фёдор Михайлович спустя годы писал: «С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…».

Как и Александра Пушкина, Достоевского во многом воспитала няня. Именно Алёна Фроловна привила маленькому Фёдору любовь к литературному творчеству. О ней Достоевский тоже оставил тёплые воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, веселого и всегда нам рассказывала такие славные сказки!».

Помимо сказок, в доме Достоевских регулярно читали стихи Александра Пушкина, Василия Жуковского, Гавриила Державина. Огромное впечатление на юного Фёдора Михайловича произвела книга Николая Карамзина «История Государства Российского». «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории», — вспоминал свои детские впечатления от прочтения труда Карамзина автор «Братьев Карамазовых».

Учился Достоевский в пансионе Чермака в Москве. Там будущий писатель смог освоить множество языков и технические дисциплины. «Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками…», — писали о Фёдоре Михайловиче учившиеся вместе с ним люди.

В 16 лет Достоевский отправился в Санкт-Петербург, который станет главным местом развития сюжетов большинства книг писателя, чтобы поступить в Главное инженерное училище. На выборе технической специальности настоял Михаил Андреевич, сам же Достоевский мечтал о литературной деятельности. Учился будущий писатель без удовольствия, уделяя всё свободное время не изучению наук, а чтению Николая Гоголя, Джорджа Байрона, Гомера и других классиков мировой культуры.

Инженерное училище.

В начале 40-ых годов Фёдор Михайлович начал писать. Он переводил книги иностранных авторов, затем пытался создавать драмы. В 1845 году Достоевский написал своё первое произведение, дошедшее до наших дней, — роман «Бедные люди». Через знакомых рукопись попала к поэту Николаю Некрасову и одному из крупнейших критиков в истории России Виссариону Белинскому. Авторитетные литераторы называли Достоевского «новым Гоголем». Фёдора Михайловича даже приняли в кружок Белинского. Однако критика «неистового Виссариона» в адрес повести «Двойник», написанной после «Бедных людей», оттолкнула молодого писателя от Белинского. В жизнь Достоевского пришли новые знакомства, навсегда изменившие его судьбу.

Революционеры и каторга

С 1847 года писатель начал посещать пятницы социалиста Петрашевского. На этих собраниях молодые люди обсуждали устранение цензуры, отмену крепостного права.

Тогда Достоевский увлёкся идеями революционера Спешнева, вместе с которым писатель решил создать нелегальную типографию в России. Фёдор Михайлович был радикально настроен против самодержавия и, как многие люди из окружения Спешнева, готовился к борьбе с властью Николая I.

Однако весной 1849 года петрашевцев арестовали. Достоевский был в числе людей, которым пришлось более полугода пробыть в Петропавловской крепости до окончательного решения суда.

Петропавловская крепость.

Формальным поводом для ареста членов кружка Петрашевского стало прочтение письма Белинского к Гоголю. В нем литературный критик излагал автору «Мертвых душ» свои атеистические и антимонархические мысли. Разумеется, цензура запретила читать и распространять этот документ.

«Пагубные учения, породившие смуты и мятежи во всей Западной Европе и угрожающие ниспровержением всякого порядка и благосостояния народов, отозвались в некоторой степени и в нашем отечестве. Горсть людей совершенно ничтожных, большей частью молодых и безнравственных, мечтала о возможности попрать священнейшие права религии, закона и собственности», — так постановил суд, занимавшийся делом петрашевцев.

Молодых людей приговорили к смертной казни. Однако за раскаяние суд смягчил наказание. Например, Достоевского отправили на каторгу. Там писатель провёл четыре года, навсегда изменивших его мировоззрение.

Объявили молодым людям о смягчении приговора необычным способом. После вывода заключенных на Семёновский плац на них наставили винтовки. Вот-вот должен был раздаться выстрел. Но в последний момент появился человек, мчавшийся к месту событий на коне, и объявил об отмене смертной казни.

Приводившие приговор в исполнение люди заранее знали об этом «спектакле», поэтому адекватно отреагировали на смягчение наказания. А вот среди петрашевцев, стоявших в шаге от смерти, были и те, кто сошел с ума от страха гибели.

Во время отбывания наказания в омском остроге Достоевский стал крайне религиозным человеком. Объяснить это можно тем, что единственной книгой, которую разрешали читать каторжным, была Библия.

Достоевский проникся гуманистическими идеями, которые проповедовал Иисус Христос в Новом Завете. Писатель начал с уважением относиться к самым последним ворам и убийцам, отбывающим срок вместе с ним.

В книге «Записки из мертвого дома», основанной на каторжном опыте Достоевского, появились следующие мысли о заключённых: «Человеколюбие, ласковость, братское сострадание к больному иногда нужнее ему всех лекарств…». О самой тюрьме Фёдор Михайлович писал так: «В преступнике острог и самая усиленная каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещённых наслаждений и страшное легкомыслие…».

Обложка второго издания книги.

В том же произведении уже прослеживается поворот авторского мировоззрения в сторону правых политических идеалов. Достоевский писал: «Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее», «Народ русский готов забыть целые муки за одно ласковое слово». Ссылка в омский острог стала ключевой причиной перемен политических взглядов автора «Бедных людей». От идеалов утопического социализма 40-ых годов XIX века Достоевский пришел к идеям славянофильства.

Классик-славянофил

После возвращения с каторги Достоевский написал Великое пятикнижие. В пяти романах Фёдор Михайлович выразил своё сформировавшееся мировоззрение, философские мысли о жизни.

«Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» — в каждом произведении писатель задавался вопросами о боге, гуманизме, смысле человеческой жизни. Идеи Достоевского оказали огромное влияние на философию Фридриха Ницше, мировоззрение писателей Серебряного века и развитие литературы по всему миру. Многие литературоведы отмечают колоссальный рост Достоевского как писателя во время создания Великого пятикнижия.

Помимо литературной, Достоевский начал вести активную общественную деятельность. Выйдя из омского острога, писатель превратился в убеждённого славянофила. В перерывах между созданием книг Достоевский вместе с братом Михаилом выпускал свой журнал. «Время», так называлось издание писателя, пропагандировало идеи славянофильства, то есть особого русского пути, противопоставлявшего свои идеалы либералам-западникам.

До конца жизни Достоевский оставался убежденным славянофилом и борцом с социалистическими идеями. Это привело к тому, что роман «Бесы» несколько десятилетий не издавали после революционных событий 1917 года, а произведения писателя впервые включили в школьную программу лишь в середине 80-ых годов XX века.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится