![Как Аполлинарию Васнецову удалось не остаться в тени великого брата-живописца](https://homsk.com/upload/media/posts/2020-10/31/kak-apollinariyu-vasnecovu-udalos-ne-ostatsya-v-teni-velikogo-brata-zhivopisca_1604165326-b.jpg)
Братья Васнецовы родились в семье священника в Вятской губернии. Получив благословение отца, старший решил посвятить себя искусству, а меньший решил пойти по родительским стопам - поступил в Вятское духовное училище. Однако он, как и старший брат, очень любил рисовать. В детстве частенько измалевывал мелом стены родного дома. Из детских воспоминаний Апполинария: «Когда у меня отняли мел, я прибег к куску мыла, находя, что и оно может отчасти передавать рисунок».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-1-1604165327.jpg)
Когда братья остались круглыми сиротами, Аполлинарию было всего 13 лет. Заботу о нем пришлось взять на себя Виктору, который был старше на 8 лет и уже обучался в Петербургской Академии искусств. После смерти отца он забрал к себе брата, где тот прожил с ним три года. Васнецов-младший рассказывал: «По приезде в Петербург я сразу же попал с братом в мастерскую Репина, когда он писал знаменитую свою картину «Бурлаки», в мастерскую Антокольского, лепившего статую Петра Великого для Кронштадтского порта. Заряд был довольно сильный для того, чтобы ошеломить такого юнца, как я, приехавшего из глуши Вятской губернии».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-3-1604165327.jpg)
Аполлинарий, как губка, начал впитывать ту творческую среду которой жил его брат, он увлекся живописью и начал постигать ее азы через Виктора и его друзей - Михаила Нестерова, Илью Репина, Марка Антакольского, Василия Поленова. Это общение и совместная работа, со знаменитыми, а тогда еще только начинающими художниками, стала для Аполлинария великолепной школой изучения живописного искусства. Он попытался взять от каждого самое лучшее и ценное.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-5-1604165327.jpg)
Однако, делая немалые успехи в творчестве, робкий юноша тогда так и не осмелился поступить в Академию художеств. Зато он "заболел" модной идеей по тем временам - хождения в народ и, в 1877 сдав экзамены на звание народного учителя, переехал в село Вятской губернии, где год отработал в местной школе.
Но быстро, разочаровавшись в народнических идеях Аполлинарий снова перебрался к брату, но на этот раз в Белокаменную: «Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем, его башнями, стенами и соборами». И с того времени Аполлинарий Васнецов уже полностью посвятил себя искусству. В нем весьма органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-7-1604165327.jpg)
Интерес к России-матушке, ее истории и природе, поэтизация героического прошлого — все это в полной мере находило отражение в картинах обоих Васнецовых. Общей тематикой мастеров стала историческая живопись.
Однако если вспомнить творчество Виктора Васнецова, где очень колоритно представлены различные жанры, от бытописательства к сказочным сюжетам, от станковой живописи к монументалистике, от злободневных тематик передвижников к новомодному стилю модерн; то его брат остался верен себе на протяжении всего творческого пути. Он писал в основном величественные северные русские пейзажи Урала, суровой Сибири и исторические жанровые полотна Старой Москвы.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-9-1604165327.jpg)
Ранние работы Аполлинария, поражали сумрачным колоритом, приглушенностью цветовой гаммы, но постепенно он открыл для себя силу красок как учил его Василий Поленов. Постепенно набираясь мастерства А.Васнецов, стал зрелым и оригинальным мастером. Его полотна задышали спокойствием и величием, присущим русской природе.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-11-1604165327.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-12-1604165327.jpg)
Апполинарий много путешествовал по России, Украине, Крыму. Побывал во Франции, Италии, Германии, что не мало сыграло в его развитии как живописца. И уже с 1883 года работы Аполлинария Васнецова начали занимать достойное место среди произведений художников-передвижников на выставках Товарищества.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-14-1604165327.jpg)
На рубеже 19-20 столетия из любви к русской истории, красоте быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором Апполинарий пытается возродить облик и саму жизнь допетровской Москвы. Его столичные улочки изображены так, что быстро убеждаешься: "перед тобой подлинные свидетели глобальных, всемирно значимых исторических событий".
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-16-1604165327.jpg)
Пройдет каких-то семь лет и Васнецов станет академиком петербургской Академии художеств. А чуть позже будет принимать активное участие в организации Союза русских художников.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-18-1604165327.jpg)
С 1901 по 1918 год будет руководить пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После возглавит Комиссию по изучению старой Москвы и будет проводить археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-20-1604165327.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-21-1604165327.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-22-1604165327.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-23-1604165327.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-24-1604165327.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-25-1604165328.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-26-1604165328.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-27-1604165328.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-28-1604165328.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-29-1604165328.jpg)
В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».
Аполлинарий Васнецов умер в Москве в 1933 году.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-31-1604165328.jpg)
С одной стороны - тень знаменитого старшего брата всегда притеняла заслуги и достижения Аполлинария Васнецова, а с другой - справедливости ради нужно отметить, что благодаря Виктору он стал тем, кем помнит его история.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-10/31/28392-entry-33-1604165328.jpg)