Как до XIX века в России помещики своих крепостных на вещи меняли, и Сколько стоил человек, которого продавали по объявлению
3,919
просмотров
До того момента, как в 1861 году было отменено крепостное право, помещики владели крестьянами на правах собственности. Бывало, что людей продавали, дарили и даже закладывали. Нередко крепостных обменивали на другое имущество. Торговля людьми в 18-19 веках не вызывала ни у кого удивления. Хозяева даже подавали объявления в газеты. Читайте, сколько стоил крепостной, как людей меняли на животных и в обмен на какие предметы можно было получить в собственность крестьян.

От чего зависела цена на крепостного и как помещики объявления в газеты подавали

От чего зависела цена на крепостного и как помещики объявления в газеты подавали Крепостного можно было продать через газету.

Помещики без угрызений совести продавали своих крепостных или меняли на что-то более выгодное. У каждого человека была своя стоимость, и зависела она от многих условий: возраст, пол, умения. Исследователь Б.Тарасов отмечает, что в середине 18 века крепостного крестьянина продавали примерно за 30 рублей, а к концу 80-х годов цена увеличилась. Теперь здоровый крестьянин стоил не менее ста рубликов.

Самым дорогим «товаром» были люди искусства. Так, за музыканта, который блистал талантом, можно было запросить 800 рублей. Молодая и красивая актриса крепостного театра стоила до пяти тысяч рублей. В то де время в отдавленных губерниях за простую крестьянку платили всего пять рублей, а ребенок в возрасте до одного года стоил пятьдесят копеек.

В газетах второй половины 18 века можно было обнаружить объявления такого содержания:
«Продам парня семнадцати лет и подержанный мебельный гарнитур».
«Продается девочка одиннадцати лет вместе с кроватью, периной и другими вещами». «Продам осетрину малосольную, сивого мерина и семью, муж и жена».
«Продается лошадь и две горничные».

Как видно из объявлений, люди стоят в одном ряду с вещами и домашним скотом.

Сто девушек за одну борзую

Сто девушек за одну борзую Крестьян нередко меняли на породистых собак.

Породистые щенки всегда стоили и стоят дорого. Помещики-псари очень трепетно относились к разведению собак, а качественный щенок мог стоить до 10 тысяч. Историк С. Нефедов писал, что увлеченные собаководы могли отдать сто человек за шикарную собаку. Случались и такие невероятные случаи, когда за роскошную борзую просили целую деревню с крестьянами. Один помещик продавал молодых девушек по 25 рублей, а его сосед приобретал борзых щенков по три тысячи. Несложный математический расчет показывает, что за одну породистую суку отдавали 120 молодых крестьянок.

Интересна, например, история села Маргаритово (Ростовская область). Историком Д. Зенюком было проведено расследование, в ходе которого выяснилось, что жители села в 18 веке были приобретены в обмен на собак. Село основал некто Маргарит Блазо, который был страстным любителем породистых собак и разводил их. Порой он обменивал щенков на крепостных. Так первые шесть семей появились в Маргаритово после того, как Блазо переселил их из Рязанской губернии, отдав за них борзых щенков (предположительно генералу Льву Измайлову, у которого было около тысячи борзых). Об этом также есть запись местного священника Шамраева, который в начале 20 века ответил на запрос 12 съезда археологов и подтвердил, что село Маргаритово образовалось из крепостных, привезенных из Рязанской губернии.

Как целые села на скакунов меняли и людей в качестве взятки дарили

Как целые села на скакунов меняли и людей в качестве взятки дарили Любители породистых скакунов могли отдать целое село за рысака.

Не менее дорого ценились и породистые лошади. Крестьян меняли на скакунов так же часто, как и на собак. При этом лошадь стоила гораздо дороже, чем человек.

Если обратиться к мемуарам адмирала Павла Чичагова, то можно найти записи, которых он рассказывает, как во времена царствования Александра «пустил на выкуп крестьян», чтобы освободить их. За мужчин адмиралу заплатили по 150 рублей, цена при этом была определена самим правительством. Чичагов также хотел продать конский завод, и сделал это, запросив за каждую английскую кобылицу по 300-4000 рублей. То есть лошадь стоила в два раза (а то и более) дороже, чем крепостной крестьянин. И это с учетом того, что кобылы адмирала были уже старыми, как он писал. А вот за молодого, очень породистого скакуна помещики могли отдать целое село вместе с его жителями.

Бывало, что людей меняли не на вещи, а на услуги. Могли подарить человека в виде взятки чиновнику, священнику — за обещание молиться о душе, купцу — за нужный товар. Дипломат Дмитрий Свербеева писал в 1899 году, что крестьянские девочки и мальчики часто шли на подарки чиновникам, священнослужителям, торговцам. При этом о материнских и отцовских чувствах никто не думал. Детей отнимали от родителей и отдавали в качестве товара. Было и еще одно применение крепостным: гвардейские офицеры пушкинской эпохи использовали крепостных для того, чтобы получить длительный отпуск. Людей преподносили в дар непосредственному начальству, добиваясь расположения и получая в результате долговременное освобождение от службы.

Часы, ружья и музыкальные инструменты, за которые можно было крепостных получить

Часы, ружья и музыкальные инструменты, за которые можно было крепостных получить Коллекционеры оружия без сожаления отдавали за него крестьян.

Не только на животных обменивали крестьян. Это могли быть самые разные предметы. К примеру, друг Пушкина Матвей Виельгорский, прекрасный музыкант, был владельцем старинной итальянской виолончели. А досталась она ему в обмен на трех лошадей, вместе с каретой и кучером.

Крепостного крестьянина можно было поменять на мебель и даже на посуду. Нередко разорившиеся помещики выставляли на продажу все свои вещи, к которым причисляли и слуг. Очень ценилось оружие, в особенности иностранные охотничьи ружья. Стоили они дорого и были доступны не каждому. За красивое и качественное ружье заядлые охотники без сомнений отдавали крестьян. Отдельная категория — коллекционеры. За испанское или английское ружье, за дамасскую саблю в золотых ножнах с драгоценными камнями можно было просить целое село с крестьянами.

Многое в жизни простых крестьян зависело от личности помещика. Если он был жестоким самодуром, то жителям сёл приходилось тяжко. Но крепостным великого полководца Суворова было лучше других, потому что бари давал "отцовский капитал" семьям.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится