Народ галлов
В V-III веках до новой эры галлы, кельтские племена, приносили много бед народам Европы. Особенно сильно страдали те народы, которые обитали на Апеннинском полуострове и в Малой Азии — галлы постоянно устраивали набеги, уничтожая население и разоряя города. Во многом благодаря агрессивности галлов и их постоянным разорительным походам они смогли расселиться на огромной территории. На юге народ галлов имел выход к Средиземному морю, а его северные территории простирались до Шотландского нагорья. Он прочно осел на территории всей Западной Европы и внушительной части Восточной. Сами римляне считали галлами лишь те племена, которые проживали на территории современной Франции и находились с ними в состоянии постоянной вражды.
Впервые римлянам и галлам было суждено столкнуться друг с другом в 391 году до нашей эры, когда племя сенонов, возглавляемое Бренном, перешло Альпы и напало на этрусков, разорив их города. После покорения этрусков, Бренн отправился на юг, намереваясь захватить Рим и стереть город с лица земли. Навстречу его армии вышли сорок тысяч мужчин Рима, которыми командовал военный трибун Квинт Сульпиций. Римляне хотели выступить против галлов, сразившись с ними на дальних подступах к городу.
Армия Сульпиция столкнулась с галлами у места, где река Аллия впадает в Тибр вблизи Рима 18 июля 390 года до нашей эры. Сорокатысячная армия римлян была разбита сенонами и позорно бежала с поля боя, значительная часть римлян в панике бросалась в воду и тонула в тяжелых доспехах. С тех пор 18 июля считалось у римлян неудачным днём.
Рождение легенды
Через несколько дней, Бренн вместе со своими воинами ворвался в Рим и начал кровавую бойню. Галлы врывались в дома, насиловали женщин и убивали детей. Галлы жестоко расправились почти со всеми сенаторами Рима. Уцелевшие жители смогли спрятаться на Капитолийском холме в крепости, которую продолжали удерживать. Полгода продолжалась осада Капитолия, защитники смогли отбить каждую попытку штурма со стороны галлов. Римляне постоянно недоедали, недосыпали и испытывали постоянное напряжение, что сказывалось на физических и моральных качествах в их рядах. В одну из ночей произошел случай, который положил начало целой легенде.
Глубоко ночью галлы, убедившись, что защитники укрепления спят, вылезли из-под обрыва, который находился под Капитолием. Находившиеся внизу воины поддерживали штурмующих, передавая им мечи и копья. Бренн полагал, что благодаря эффекту внезапности он сможет перебить оставшихся, измученным осадой, защитников Рима. Практически бесшумно галлы приставили лестницы к стенам крепости и постепенно стали подниматься. Никто не услышал приближения врагов, за исключением священных гусей, находившихся при храме богини Юноны — покровительницы материнства и брака. Они начали гоготать, чем и разбудили спящую стражу. Тем самым был дан сигнал приближающейся тревоги. Римляне пробудились от сна и смогли отбить вражеский приступ. С той самой ночи нам известна поговорка: «Гуси Рим спасли». Как правило, римляне употребляли данное выражение тогда, когда определенное случайное событие помогало им избежать серьёзных неприятностей и сохранить жизнь.
Поняв, что галлам не удастся взять Рим в ближайшее время, Бренн договорился с римлянами о снятии осады в обмен на внушительную контрибуцию. Рим выстоял под натиском галлов, а горькие, неприятные уроки данной войны поспособствовали скорейшему укреплению города.
Были ли гуси?
Некоторые древнеримские историки писали, что у римлян получилось сохранить золото и спасти город от разрушений. По одной из версий, диктатор Марк Фурий Камилл смог в короткие сроки собрать войско и напасть на воинов Бренна, изгнав их за пределы Рима. Древнеримский историк Тит Ливий в «Истории от основания города» говорил о том, что прогнать галлов Камиллу помог Луций Валерий, который руководил римской конницей. История со священными гусями при этом также упоминается.
В рассказе «Как гуси Рим спасли» Лев Толстой придерживается версии, изложенной Титом Ливием, упоминает о роли священных гусей в спасении Рима. Толстой рассказывает и о празднике в честь гусей-спасителей, где воздаются почести гусям и до смерти бьются палками собаки, проспавшие наступление галлов.
Отражение в искусстве
Помимо Толстого про гусей, спасших Рим от гибели, упоминают Иван Андреевич Крылов в своей басне «Гуси», Михаил Салтыков-Щедрин в романе «Пошехонская старина» (глава 10, разговор Никанора и Сашеньки). И всё же, в отличие от Толстого, который пересказывает историю Тита Ливия, серьёзно относясь ко всем её подробностям, они вносят эту историю в свои произведения для высмеивания определенных пороков общества, присущих людям их поколения.