На протяжении веков памятник страдал от разграбления и разрушения, особенно во время Французской революции 1789 года. В начале XIX века Собор Парижской Богоматери лежал в руинах. Парижские власти выбрали молодого архитектора Эжена Эмманюэля Виолле-ле-Дюка для руководства реставрацией. Архитектор не только восстановил, но и изменил форму средневекового собора.
Наряду с реставрацией Собора Парижской Богоматери, Эжен известен другими проектами реставрации, которыми он руководил, особенно теми, которые связаны со средневековой архитектурой - его специальностью. В XIX веке, в эпоху романтизма и прославления прошлого, Эжен внёс значительный вклад в повышение осведомлённости общественности о важности сохранения и восстановления архитектурного наследия Франции.
Краткая биография
Эжен Эммануэль Виоле-ле-Дюк, один из самых известных французских архитекторов XIX века, родился в Париже в 1814 году. Страсть Эжена к архитектуре уходила корнями в его семью. Его дед был архитектором, а отец - управляющим королевскими резиденциями во дворце Тюильри. Несмотря на то, что его семья настаивала на том, чтобы он поступил в Академию изящных искусств, Эжен отказался и согласился начать стажировку только с двумя архитекторами. Эта стажировка помогла ему открыть для себя архитектуру, проводя свои дни на строительных площадках. В свободное время он много путешествовал со своим дядей Этьеном-Жаном Делеклюзом. Путешествуя верхом, он исследовал регионы Франции и её архитектурное наследие.
Эжен изучил и сделал множество рисунков лучших достопримечательностей страны. С такой же жаждой знаний он открыл для себя сокровища Италии. Как сказал сам Виоле-ле-Дюк: «Видеть — значит знать, знать — значит творить». Эжен был гением в своей области. Он приобрёл огромное количество знаний, которые использовал для тщательного планирования своих реставрационных проектов. Он тщательно спланировал каждую деталь и контролировал работу строителей, следя за тем, чтобы все соответствовало его планам. Эжен спроектировал всё - от выдающихся архитектурных элементов, таких как шпили, до небольших декоративных деталей, таких как стыки паркетных полов. Обладая глубокими знаниями обо всех различных профессиях, связанных со строительной площадкой, он был универсальным архитектором и всё делал сам.
Аббатство Везле
XIX век ознаменовался растущим осознанием общественностью необходимости сохранения французского архитектурного наследия. После Французской революции 1789 года и последовавшего за ней разграбления, сноса достопримечательностей и зданий по всей стране многочисленные личности выступали за защиту исторических памятников. Это была также эпоха Романтического движения, которое прославляло прошлое, особенно Средневековье.
В 1830 году французские власти создали новую должность: инспектор исторических памятников. Назначенное лицо отвечало за инвентаризацию объектов культурного наследия Франции и выделение средств на их сохранение и реставрацию. Археолог и историк Проспер Мериме стал инспектором в 1834 году, и он назначил Эжена на свой первый реставрационный проект в 1840 году. Мериме выбрал молодого архитектора для работы над восстановлением аббатства Везле, которое сегодня является объёктом Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенным в регионе Бургундия - Франш-Конте на востоке Франции. С потрескавшимися стенами и обрушившейся башней аббатство находилось в плачевном состоянии.
Этот первый проект реставрации, который продолжался до 1859 года, позволил Эжену разработать концепции, которые сформировали бы его архитектурную теорию. Он отдавал предпочтение архитектурной структуре здания, а не декору, и запретил использование современных материалов, таких как железо. В своём Словаре французской архитектуры 1856 года с XI по XVI века он объяснил, что: «Восстановить здание - это не значит сохранить его, отремонтировать или перестроить. Это значит восстановить его в состоянии завершенности, которое никогда не могло существовать в любой момент времени». Эта цитата хорошо объясняет его теорию. Целью Виоле-ле-Дюка было достичь своего идеала средневековой архитектуры, независимо от того, выглядело ли когда-либо здание таким образом.
Разрушенный Готический собор
В 1842 году Проспер Мериме заказал реставрацию Собора Парижской Богоматери. Средневековый собор, в котором проходили многие исторические французские события, такие как коронация императора Наполеона в 1804 году, лежал в руинах.
Готический собор датируется XII веком. В 1160 году епископ Парижа Морис де Сюлли руководил строительством более крупного святилища, заменившего более старый и меньший римский собор. Для завершения строительства потребовалось несколько столетий. На протяжении многих лет памятник страдал от разграбления и деградации, особенно во время Французской революции 1789 года. В эти смутные времена собор утратил свою священную функцию и стал мишенью революционеров, которые искали королевские символы для уничтожения. Кроме того, собор Парижской Богоматери, как и многие другие здания, претерпел последовательные неуклюжие преобразования и реставрации в то время, когда историческая точность не считалась важной.
Современному человеку трудно представить себе тот факт, что Нотр-Дам мог быть снесён из-за его шаткого состояния. Благодаря некоторым личностям, таким как Виктор Гюго и его роману 1831 года «Горбун Собора Парижской Богоматери», разрушенный готический собор вновь вызвал интерес общественности, и власти подумали о его восстановлении. Собор Парижской Богоматери был спасён.
Власти Парижа выбрали двадцативосьмилетнего Эжена и Жан-Батиста Антуана Лассуса для восстановления собора. Два архитектора представили тщательно изученный, подробный и, прежде всего, чрезвычайно инновационный проект, завоевавший благосклонность жюри. Через несколько лет после начала работ Лассус умер, оставив Виоле-ле-Дюка единственным мастером реставрации до её завершения в 1864 году. Первоначальный утверждённый бюджет в размере 2 650 000 франков быстро испарился, и работы пришлось прекратить до тех пор, пока не будут выделены дополнительные средства.
Дилеммы
Даже сегодня реставрация является сложной задачей. Эжен и Жан столкнулись с дилеммой выбора между различными периодами строительства. Внешний вид собора XII века был сильно изменён в XIII веке, в то время как внутренняя часть была реконструирована в XVIII веке. Архитекторам предстояло принять решение о предпочтительном состоянии Собора Парижской Богоматери.
Несколько решений было трудно принять. Например, инновационные строительные технологии XIII века позволили строителям расширить окна, внося больше света в тёмное здание. Ключевой вопрос заключался в том, должны ли реставраторы отдать предпочтение первоначальному состоянию собора или улучшениям XIII века. Виоле-ле-Дюк и Лассус решили восстановить некоторые особенности собора XII века, такие как розовые окна. У них была та же дилемма с летающими контрфорсами XIII века, которых не существовало в первые годы строительства собора. Архитекторы решили сохранить их. Эжен и Жан в основном отдавали предпочтение районному стилю XIII века, а не оригинальному римскому стилю.
Среди наиболее замечательных достижений Эжена в области реставрации Собора Парижской Богоматери - скульптурные копии многочисленных пропавших средневековых скульптур. Основываясь на нескольких гравюрах низкого качества и существующих примерах других французских соборов, он сделал рисунки более ста статуй. Вместе с его командой великих скульпторов они добились почти идеальной реконструкции средневековых скульптур. Эжен дал скульпторам подробные инструкции, которым они должны следовать, и внимательно следил за их работой. Архитектор даже придал свои черты одной из медных статуй, которые раньше стояли на крыше собора: апостолу святому Фоме.
Тем не менее, Собор Парижской Богоматери знаменит в основном своими горгульями и химерами. Хотя горгульи, похожие на зверей желоба, типичные для готической архитектуры являются средневековыми, химеры являются одним из дополнений Эжена, не имеющих археологической базы. Химеры служили декоративной цели и указывали на увлечение легендарными животными в Средние века. Эжен разработал скульптуры в основном на основе карикатур Оноре Домье и иллюстрированной версии «Горбуна из Собора Парижской Богоматери». Химеры, ставшие огромным хитом, являются примером творческого гения Виоле-ле-Дюка, при этом они являются одним из аспектов его работы, который часто критикуют.
Дебаты
Пожар в Соборе Парижской Богоматери в апреле 2019 года поставил работу Эжена в центр дискуссий о восстановлении собора. С той же дилеммой, с которой он столкнулся почти два столетия назад, властям теперь приходится сталкиваться снова, обременённым сложной задачей выбора, какое из различных состояний истории собора следует восстановить.
У Виоле-ле-Дюка есть как поклонники, так и недоброжелатели. Более века работа Эжена вызывала презрение. Он восстановил французское наследие в интерпретационном ключе, и люди часто критиковали его за это. В случае с Нотр-Дам-де-Пари общественность и эксперты обвинили архитектора в его реставрационных работах, критикуя за копирование только собора XIII века, отчуждающего старое прошлое здания. Но многие забывают о том, что, когда он начал реставрацию, здание было оставлено разрушаться более века. Он со своей командой сделали срочную работу, чтобы собор окончательно не рухнул.
Исторические источники в его время были редко доступной роскошью. В отличие от своих предшественников, Эжен старался как можно больше работать с материалами, использовавшимися средневековыми строителями. Кроме того, его обширные исследования и бесчисленные рисунки позволили ему приобрести значительные знания о средневековой архитектуре. Он основывал свою работу на этих знаниях, чтобы добиться результата, достойного средневекового великолепия, по крайней мере, по его мнению.
Эжена не следует рассматривать как архитектора, который создавал только элементы и детали, которых никогда не существовало, руководствуясь только своим воображением. Открывая для себя Италию, он объяснил в письме своему отцу, что прежде чем менять или украшать памятники, архитектор должен тщательно изучить архитектурные элементы прошлого объективным взглядом. Это прекрасно отражает его жажду знаний. Только в 1980-х годах методы Виоле-ле-Дюка и XIX век в целом были частично реабилитированы.
Как бы тщательно реставраторы ни изучали историю собора, они допустили несколько ошибок из-за неверных фактов, изложенных в литературе. Например, с XIII века было общеизвестно, что скульптурные фигуры, стоящие на передней стене готического собора, между двумя башнями, представляли королей Франции. Это была распространённая ошибка. Эти скульптуры на самом деле изображали царей Иудеи. Из-за этого недоразумения скульптурные короли стали мишенями во время революции, ошибочно рассматриваемой как символ французской монархии.
Наследие
Многие работы Эжена как реставратора средневековой архитектуры до сих пор можно увидеть во Франции. Он оставил множество письменных документов и опубликовал несколько книг, объясняющих не только его мысли об архитектурной реставрации, но и его многочисленные теории об архитектуре в целом. Эжен был одним из великих теоретиков архитектуры XIX века.
Поскольку его архитектурные теории были основаны на рационализме, он стал лидером французского структурного рационалистического движения. Материалы и назначение сооружения определили его архитектурный подход. Его теории были частью предпосылок современной архитектуры, и Эжен оказал заметное влияние на многих современных архитекторов, таких как Виктор Орта, Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье.
А в продолжение темы, читайте также о том, как сложилась судьба артистов, сыгравших в мюзикле «Нотр-Дам де Пари».