Добровольная ссылка
В июне 1906 года Пабло Пикассо отправился в старинную каталонскую деревню Госоль, расположенную высоко в Пиренеях. Близкий друг предупредил художника, что населенный пункт давно имеет славу деревни контрабандистов, что еще больше заинтересовало и заинтриговало мастера. Он уговорил свою подругу Фернанду Оливье отправиться в путешествие вместе с ним. Модель и роскошная женщина Фернанда вряд ли понимала, на что соглашается, но любовь часто толкает людей на неожиданные поступки.
В Госоль нужно было отправляться из Барселоны, последний этап дороги преодолевался на мулах. Путь проходил по узким горным тропам, часто вьющимся по кромке пропасти. В деревне была единственная гостиница Hostal cal Tampanada, где влюбленная пара сняла номер. Пабло и Фернанда планировали провести время тихо, незаметно, предаваясь радостям простой жизни.
Искусствоведы придают особое значение периоду жизни мастера, проведенному в горной деревне. Многие эксперты уверены, что добровольное изгнание из мира искусства Парижа кардинально и глубоко изменило стиль, философию и художественные приемы Пикассо. В Госоле он нашел способ преодоления академизма в изобразительном искусстве и счастливо завершил «романтические» периоды творчества.
Из Госоли в вечность
К 1906 году Пикассо уже был известен в Париже, центре авангарда того времени. Дебютная выставка 1901 года, прошедшая в галерее Амбруаза Воллара, получила положительные отзывы. Там же Пикассо нашел своих первых почитателей, разглядевших в художнике, гения. Ими стали американские коллекционеры супруги Штайн. Но его меланхоличные полотна «синего» и «розового» периодов были только началом его творческого становления.
В Госоле Пикассо начал писать поразительные, оригинальные работы. Это был один из самых плодотворных периодов его жизни. Картины стали более жесткими, простыми, еще более странными, чем прежде, но уже вышедшими за рамки течений, моды, направлений. Художник оттачивал собственный стиль и обретал яркую индивидуальность.
Пикассо чувствовал перемену и наслаждался вдохновением. Десять недель, проведенные в Госоле, подарили миру семь больших картин, дюжину полотен средних размеров, бесчисленное множество набросков, рисунков, акварелей и скульптур из дерева.
Смена парадигмы
Что стало катализатором трансформаций в творчестве художника, искусствоведы выясняют и сегодня. Версий произошедшей метаморфозы несколько. По одной из них Пикассо, оказавшись в среде людей, не имеющих отношения к богеме, а занимающихся простыми, понятными, хоть иногда и криминальными делами, ощутил биение настоящей жизни и увлекся ею как единственно ценным объектом.
В картинах из Госола часто фигурирует местный трактирщик – бывший контрабандист Хосе Фондевила. Его образ восхищал художника. Суровая аскетическая внешность покоряла воображение мастера и даже нашла отражение в его поздних работах, в частности в автопортрете, написанном перед смертью. В Госольский период Пикассо много пишет свою возлюбленную Фернанду, что говорит об особой яркости чувств пары.
Часть специалистов считает, что в деревне художник столкнулся с чем-то большим, что имело мессианское значение для его мировоззрения. Еще в Париже он активно интересовался романским искусством раннего периода, где примитивизм соседствует с проникновенностью, яркостью и понятностью образов.
В Пиренеях он посещал старинные церкви 11-13 веков, где сохранились фрески средневекового романского искусства. Наиболее сильно его поразила деревянная скульптура Мадонны 12 века с сильным, выразительным лицом с большими раскрашенными глазами. Сегодня эта скульптура является примером каталонского романского искусства и хранится в Национальном музее Каталонии.
Преемственность образов можно увидеть на картине Пикассо «Женщина с батонами». Искусствоведы считают, что это практически один и тот же образ, осмысленный и выраженный в авторской манере мастера. Романское наследие бередило душу художника и способствовало трансформации Пикассо. Приехав в Барселону в 1934 году, он посетил Романский музей и заявил очевидцам, что коллекция уникальна и будет служить лучшим образцом для тех, кто захочет узнать происхождение западного искусства.
Пабло Пикассо пронес через свою жизнь всего две больших страсти – любовь к искусству и к женщинам. Источником вдохновения для него была жизнь во всех ее проявлениях. Мастер ярко и неистово отражал ее разнообразие на полотнах, оставив потомкам незабываемые чувственные, эмоциональные образы.