Регион стратегического назначения
Как Йемен мог повлиять на весь остальной мир, отмахнётесь вы — и будете неправы.
Ведущие державы эпохи — Византия и Иран — стремились торговать с Индией. Это сулило огромные богатства. Морская торговля де факто была монополизирована Ираном. А Византии оставался другой путь, «протоптанный» ещё Римской империей, — караванная торговля через Аравию.
Однако пускавшихся по этому пути ждала досадная неприятность — местные жители. Это были арабские племена, исповедовавшие язычество, христианство или иудаизм. Для успешной торговли Аравию надо было подчинить своему влиянию, а у власти поставить «правильных» людей.
Йемен был точкой транзитной торговли. Контроль над ним означал возможность использовать крупнейшее государство региона — Химьяритское царство — как опорный пункт.
Беда в том, что это понимали не только в Константинополе. Это понимали и в Иране, в планы которого меньше всего входило допустить на свою поляну конкурентов.
Религиозная рознь как экономическая конкуренция
В ход пошла экономическая и религиозная дипломатия. Иран подсуетился первым. Ещё в III веке по всему Красному морю и южной Аравии были разбросаны иудейские колонии. Они имели связи как с иранскими евреями, так и с евреями Тивериады в Византии, но были в основном проиранскими.
В караванную торговлю иудеи включились очень активно. Их вес оказался настолько велик, что в 270 году химьяритский царь Йасир Йохнаам принял иудаизм.
В Византии же после Эфесского и Халкидонского соборов резко усилились позиции православия, и это привело к столкновению с религиозными конкурентами. На Ближнем Востоке происходили массовые погромы иудеев местным населением. Вместе с христианами-миафизитами и несторианами иудеи массово покидали империю.
С IV века христианство проникало в Эфиопию и Южную Аравию. Особенно много проповедников-миафизитов прибыло из Византии в V веке. Впрочем, исповедовавшие миафизитство монахи бежали не столько от преследований, сколько от мирской жизни в целом. К тому же курировал всю эту братию патриарх византийской Александрии. Так что миафизиты спустя некоторое время забыли о «разногласиях» с христианским Константинополем, де-факто став его агентами влияния.
К концу V века эфиопская верхушка созрела для принятия христианства.
Не менее успешно религиозное учение приживалось и в Химьяре. Оно проникло в торговую и племенную верхушку местных городов. Одним из таких городов и стал Наджран.
В итоге торговцы-христиане жёстко конкурировали с торговцами-иудеями за прибыль от караванной торговли и за позиции при дворе. И чем активнее крупные игроки двигали фигуры на геополитической доске, тем быстрей приближалась кровавая развязка.
Непотопляемый Зу Нувас
В результате этой борьбы на политическую сцену вышел царь Зу Нувас.
В 506-07 годах Византия сделала первый ход: Эфиопия вторглась в Химьяр и посадила на престол своего ставленника, христианина Зу Шанатира. Он оказался слабым правителем, во всём полагавшимся на захватчиков. Как только в 516 году эфиопы ушли, Зу Нувас поднял восстание и сверг Зу Шанатира.
Понятно, что никакой любви к «пятой колонне» — христианам — царь Зу Нувас не испытывал. Тем более, что охваченные религиозным пылом эфиопы периодически устраивали местным иудеям холокост в миниатюре. Теперь маятник качнулся в обратную сторону. Химьяриты — язычники и иудеи — постарались отыграться на христианах по полной программе. А Зу Нувас нанёс удар по самому больному месту — убил византийских купцов и перекрыл торговлю с Индией.
Такого ромеи стерпеть не могли. Эфиопский негус (царь) Калеб, он же Элла-Асбеха, немедленно вторгся в Химьяр, сверг йеменского царя и посадил на трон очередную марионетку.
Однако непотопляемый Зу Нувас уже в 522 году начал триумфальное возвращение к власти.
Кровавый триумф
Эфиопский гарнизон в столице — Тафаре, был вырезан полностью. После этого царь Химьяра обрушился на сторонников эфиопов — христиан.
Когда Зу Нувас подошёл к крупному торговому и христианскому центру Наджрану, уговаривать жителей сдаться пошли четыре священнослужителя — два несторианина из Хирты и два иудея из Тивериады. Переговоры ничем толковым не закончились. В итоге Зу Нувас взял город и устроил там резню — было убито около 800 христиан, представителей городской верхушки.
Йеменский царь понимал, что с рук ему это не сойдёт. Тем более, что массовые убийства прокатились по всему Химьяру: в Хадрамауте, Марибе, Хаджарене и других местах. И пусть в Иране ликовали, в Эфиопию и Византию побежали свидетели убийств с настойчивыми требованиями вмешаться и прекратить беспредел в Химьяре.
Нувас считал, что это удобный момент, чтобы в корне решить проблему, и стал рассылать письма окрестным правителям с призывами устроить всем попавшимся под руку христианам большое кровопускание.
Аравия стояла на пороге религиозной войны.
Империя наносит ответный удар
Византия приняла пощёчину. Негуса Калеба вызвали на ковёр и призвали устроить химьяритам полномасштабную «кару Господню». Для придания бодрости союзнику пообещали флот и армию.
В качестве армии византийцы подрядили давних союзников — суданских кочевников беджа и нубийцев. Флот собирали по всему Красному морю, трясли буквально все острова и союзные колонии.
Хотя летописи живописуют мощь христианского воинства, его численность безбожно раздута. Например, говорится, что из красноморского порта Адулиса перед этим отплыли 15 тысяч беджа и нубийцев, а для перевозки последовавшей за ними армии Калеба было использовано 70 кораблей, часть из которых ещё и утонули по дороге. Поскольку вместимость византийских кораблей того периода известна, видно, что численность завышена минимум на треть. Вряд ли Калеб перевёз армию больше десяти тысяч человек, вряд ли беджа и нубийцев высадилось более двух — двух с половиной тысяч.
Однако даже такую армию Зу Нувас сдержать не смог. Он погиб в первом же сражении с войском Калеба, в 525 году. То ли бросился на меч, то ли спрыгнул со скалы — тут версии расходятся.
Эфиопская армия триумфально прошлась по всему Химьяру, уничтожая, сжигая и грабя всё на своём пути. На престоле оказалась очередная марионетка.
Чтобы не допустить повторения ситуации с Зу Нувасом, эфиопы задержались в стране на семь месяцев, целенаправленно уничтожая как всех своих противников из числа знати и торговцев, так и всех иудеев — на всякий случай.
Итогом стало опустошение Йемена. Христианская и иудейская знать Химьяра была обескровлена. Химьяр утратил былое могущество. Религиозные центры и торговля постепенно захирели. Власть всё больше прибирали к рукам военные дворцовые группировки. На протяжении VI века страна испытала ещё не один госпереворот, а под конец её просто захватили персы, превратив в свою новую провинцию.
Итоги
Если вы когда-нибудь спрашивали себя, как ислам, который с иронией называют «самой мирной религией», утвердился среди арабов, вот вам простой ответ. В первой трети VII века арабские племена, принявшие ислам, начали своё наступление по всей Аравии. Когда-то самое мощное аравийской царство Химьяр не смогло оказать им какого-либо сопротивления — ни религиозного, ни тем более военного. Ислам уверенно утвердился по всей Аравии. И двинулся дальше — покорять Византию и Иран.