1. Деревенский праздник
XX век для России вошел в историю как тяжёлый век социальных и политических катаклизмов. Начало XX века стало своеобразной переломной границей. Этот период ознаменовался тем, что прежние структуры власти «изжили» себя и показали полную несостоятельность. Это время требовало скорейшего решения аграрного вопроса, решения вопросов о политических правах и свободах граждан.
2. Выезд к месту полевых работ
Активное вмешательство государства в экономическую жизнь привело к быстрому формированию в России системы государственно-монополистического капитализма. Крупнейшими в стране банками стали руководить былые государственные деятели, имевшие отношения к финансовым, торговым и военным ведомствам.
3. Выезд к месту полевых работ
Аграрный вопрос был ведущим в экономике России. Рост объемов сельскохозяйственного производства обеспечивался в основном за счет расширения посевных площадей. Но в европейской части страны остро стоял земельный вопрос. На одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин земли, а в российских условиях для ведения рентабельного и товарного хозяйства этого было крайне мало.
4. Деревенский праздник
Вместе с тем по-прежнему велик был удельный вес помещичьих владений. Неурожаи начала XX века привели к массовому голоду в русской деревне. До 1906 года продолжались выкупные платежи крестьян за землю, определенную реформой 1861 года. Все это обостряло противоречия в деревне между крестьянами и помещиками.
5. Гулянье в деревне на празднике
Аграрный вопрос в России в начале XX века не был разрешен. Это было плохо вдвойне, так как в стране не был завершен промышленный переворот, и Россия оставалась аграрной страной, где крестьянство составляло 77 процентов населения.
6. Гулянье в праздничный день
В конце XIX века русскую деревню описывал классик литературы Толстой: «Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить».
7. Пасхальная неделя
«Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", — говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи», - продолжает Толстой.
8. Памятная фотография
Ещё один классик русской литературы Короленко, много лет проживший в деревни, писал: «Вы свежий человек, натыкаетесь на деревню с десятками тифозных больных, видите как больная мать склоняется над колыбелью больного ребенка, чтобы покормить его, теряет сознание и лежит над ним, а помочь некому, потому что муж на полу бормочет в бессвязном бреду. И вы приходите в ужас. А «старый служака» привык. Он уже пережил это, он уже ужаснулся двадцать лет назад, переболел, перекипел, успокоился... Тиф? Да ведь это у нас всегда! Лебеда? Да у нас этой каждый год!»
9. Деревенская молодежь
Профессор медицины и доктор Эмиль Диллон, который жил и работал в России с 1877 по 1914 год, много путешествовал по всем регионам России. Он хорошо знал ситуация на разных социальных уровнях и искажать реальность для него вряд ли был какой-то смысл. «Российский крестьянин... ложится спать в шесть или пять часов вечера зимой, потому что не может тратить деньги на покупку керосина для лампы. У него нет мяса, яиц, масла, молока, часто нет капусты, он живет главным образом на черном хлебе и картофеле. Живет? Он умирает от голода из-за их недостаточного количества», - писал Диллон.