Как уживаются христианство и бытовая магия
917
просмотров
Магия и религия для нас — явления диаметрально противоположные… Во всяком случае, применительно к христианству магия и религия прямо противоречат друг другу. При этом в народном сознании две эти сферы ухитряются довольно неплохо уживаться. Хотя… это совершенно неправильно, это говорит о непонимании и того, и другого.

Христианство прямо запрещает занятия какими-либо магическими практиками, от гаданий до попыток воздействия на других людей.

Уточню: я сейчас не утверждаю и не отрицаю ни существования магии, ни истинности религии! Мы говорим о картине мира, о субъективной реальности, и не более того.

У обоих явлений, магии и религии, изначально была одна цель: защититься от неблагоприятных природных сил, против которых древний человек был бессилен. Как и животные. Но в отличие от животных, человек наделен не только разумом, но и самоосознанием.

Предельно упрощая: вначале осознается конечность собственного существования. Смириться с этим можно… в конце концов, это факт, который приходится принять.

Но если не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней. И человек придумывает посмертное существование. А уж поверить в его реальность легко, куда труднее по-настоящему принять свою конечность.

Посмертие — лишь одна сторона вопроса. Другая — попытка воздействовать на силы природы. Откуда они берутся — человек пока не понимает. Но, обладая разумом, стремится упорядочить представления о мире.

Видя везде вокруг себя живые существа, человек логично предполагает, что и явления природы — например, погодные явления — живые. А раз они живые, почему бы им не быть еще и разумными?

Брайтон Ривьер, «Цирцея со свиньями», 1896 г.

Отсюда — один шаг до того, чтобы:

  • наделить эти живые существа личностными чертами;
  • попытаться войти с ними в контакт.

И вот здесь и происходит разделение на то, что позже станет религией и магией. Или на то, что мы сейчас под религией и магией понимаем.

Очень условно, различие примерно такое.

  • Человек религиозный поклоняется Богу или богам, или иным высшим силам. Молитва — обращение к богу, высшим силам. Молитва — благодарность, прославление или просьба.
  • Магия же предполагает активное воздействие на «тонкий мир», манипулирование им, нередко — с позиции силы.
  • В религиозной картине мира Бога или богов просят.
  • В магической с духами или иными сущностями договариваются, а то и принуждают.

В этом и состоит принципиальное различие между религией «вообще» и магией «вообще».

Цель религиозного обряда — богослужение, служение богам. Конечно, мы молимся и о чем-то, прося чего-то у Бога.

В. В. Комаров, «Языческий обряд посвящения», 2020 г.

Вот различие.

  • Молитва — это просьба. Молящийся лишь просит, полагаясь на волю Бога.
  • А магический ритуал — действие активное.

Разница видна даже в терминологии: бога — молят, духов и и иные силы — заклинают, накладывают заговор. Можно ли «заговорить» Бога? Вряд ли…

Как такое возможно, если христианство не приемлет магии ни в каком виде?

Уточним, что сама возможность такого воздействия в христианстве не отрицается:

«Магия есть совокупность обрядов и действий, ставящих целью влиять на окружающую действительность с помощью таинственных сил. Это заговоры, заклинания, привороты и отвороты, всевозможные сопутствующие ритуалы (например завязывание узлов, написание определенных слов и схем), а также необходимые инструменты: талисманы, ножи, иголки, кости, волосы, кровь, смола, травы и т. п.»

Определение взято с сайта «Православие.ру». Да и в Священном Писании маги упоминаются и действуют.

Молох

Реальность магии здесь, как минимум, допускается. Но связывается она исключительно с «тёмными силами», в христианской парадигме — с бесовскими, дьявольскими. Просто потому, что в христианстве любые нехристианские культы принято относить к «бесовским». Христианская картина мира дуалистична: если что-то не от Бога, то… То понятно, от кого.

Первоначально такое отношение идет из ветхозаветных времен, когда принявший монотеизм народ Израиля отстаивал собственную идентичность среди соседей-политеистов-«язычников». Похоже, тогда и появляется запрет на занятия колдовством, связываемым с чужими культами.

В христианстве же единственный источник каких-либо чудесных явлений — Бог. И любые попытки «магически» воздействовать на мир связываются с «нечистой силой».

Бога мы просим, полагаясь на Его волю. Исполнить ли нашу просьбу — целиком зависит от Его воли. Таким образом, молитва — обращение, попытка диалога с Богом.

Магический ритуал — своего рода инструмент: «выполняя некое действие, получаем определенный результат». Ну или рассчитываем получить. Причем результат прямо зависит от точности следования инструкции… выполнения действия. Но уж если сделали все как нужно — колдовство, безусловно, сработает. Должно, обязано сработать.

Вы можете представить себе подобное отношение к молитве? Будь молитва такой же — либо 90% желаний верующих неизменно сбывались бы и неверующих попросту не осталось бы, либо не осталось бы верующих…

М. В. Нестеров, «За приворотным зельем», 1888 г.

И еще об одном аспекте «народной магии».

В ней часто используются своеобразные заговоры, использующие обращения к Богородице, Христу, святым, а то и заклинающие их именем. И придающие заговорам псевдо-христианский вид.

Этакие «магические молитвы», точнее, «замаскированные под молитву» заговоры, иногда создающие у людей верующих, но не воцерковленных, иллюзию некой «белой магии». И не просто «белой», а чуть ли не «православной».

Впрочем, почему «чуть ли»? Примерно так и пишут иногда в рекламе: «белая», «церковная», «православная» магия. Некоторые «светлые маги» так даже и оговаривают, что работают исключительно с крещеными клиентами. И ведь наверняка это срабатывает. Иначе этот бизнес попросту не выживал бы.

Причина проста. Можно по-разному относиться к православию и православной церкви. Это не отменяет того, что православие, вообще христианство, очень глубоко укоренено в нашей культуре. Так, что даже магия для нас оказывается так или иначе связана с православием. Неспроста многие идентифицируют себя как русских=православных.

Кинуко Крафт, «Ночное гадание»

Почему же это избавляет нас от суеверности? Потому, что и магическое мышление в нас укоренено. Слишком оно древнее и архаичное. Так, что и христианство на Руси вынуждено было так или иначе смешиваться с языческими верованиями. Образуя самые разные сочетания.

У одних оно полностью вытесняет языческие элементы. У других оно стало своеобразным «интерфейсом». Через который и воспринимаются собственные верования, давая все разнообразие «церковных» суеверий, «православных» заговоров, манипуляций с иконами, свечами и другими богослужебными принадлежностями, наговорами «на крестик», «чистки квартиры» при помощи освященной свечи и прочей бытовой магии.

Сюда же относятся всевозможные обряды, связанные с важнейшими событиями, например: рождение, свадьба, похороны и поминки, а нередки и народные способы «лечения».

На самом деле, такое возможно лишь по причине незнания основ собственной религии. Где выбор прост:

  • либо ты полагаешься на Бога как высшую силу;
  • либо прибегаешь к магии, не доверяя Богу.

Сочетать же их, выбирая из христианских постулатов те, что каким-то образом можно увязать с магией, а остальное отбрасывая под тем предлогом, что они «придуманы попами, но мы-то знаем, как на самом деле!» — признак либо самообмана, либо полного непонимания.

Чёрт ладана боится

Это, прошу прощения за грубый пример, как женщина определенного поведения, оказывающая услуги исключительно верным мужьям…

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится