Как в эпоху СССР коллекционеру греческого происхождения Георгию Костаки удалось собрать уникальную коллекцию русско-советского авангарда, которой не было равной в мире
519
просмотров
Георгий Костаки (1913-1990) родился в семье эмигрировавших в Россию в начале 1900-х греческого коммерсанта и гречанки из обедневшего аристократического рода. В их семье было пятеро детей - четыре сына и дочь. Невзирая на события 1917 года, семья Костаки, имея греческое гражданство, из России не выехала, а продолжала жить и работать в Москве. Глава семейства - Дионисий Костаки устроился на работу шофером при Греческом посольстве. Туда же пристроил и Георгия, как только тот окончил семилетку.
Квартира коллекционера Костаки.

В 1932 году Георгий взял в жены Зинаиду Панфилову, с которой нажил трех дочерей и сына, а еще огромную коллекцию русской авангардной живописи.

К концу 30-х в Европе назревала Вторая мировая война. Между СССР и Грецией начались дипломатические конфликты. В результате Греческое посольство в Москве было закрыто и Костаки вынужден был сменить работу. Сначала работал сторожем в финском посольстве, затем в посольстве Швеции. А к 1944 году Георгий получил должность администратора в посольстве Канады. Из некоторых источников было известно, что его зарплата по тем временам составляла 2000 долларов. Вот эти деньги он и тратил на скупку экспонатов для своей коллекции.

Квартира коллекционера Костаки.

А начинал он еще в начале 30-х, когда был простым шофером, в обязанности которого входило возить зарубежных дипломатов. А те очень любили заезжать в комиссионные магазины, куда сдавались антикварные вещи столичными гражданами. Георгий скоро сориентировался и, научившись разбираться в живописи и в антиквариате, начал за бесценок скупать картины голландских мастеров, а также фарфор, серебро, ковры, мебель...

Костаки среди экспонатов своей коллекции.

А как-то в конце 40-х, он случайно увидал в одной из московских квартир несколько творений русских авангардистов и понял - это именно то, что ему нужно. И Костаки, как одержимый начал собирать авангард. И это было в то время, когда в Союзе официально не существовало никаких других направлений в искусстве кроме соцреализма. На все остальные направления был наложен строжайший запрет. Георгия многие начали называть «сумасшедшим греком», но уже ничто не могло ни переубедить, ни остановить его.

Ранее собранные картины «голландцев», антикварная мебель, столовое серебро - все было обменяно на мало кому понятный авангард. Но, а для самого Костаки другого искусства, кроме этого, уже не существовало.

Георгий Костаки. / Работа художника Зверева.

"И вот я купил картины авангардистов, принес их домой и повесил рядом с голландцами. И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись, и в них ворвалось солнце. С этого момента я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Произошло это в 1946 году",- вспоминал Костаки.

И нужно отметить, что жена, полностью посвятившая себя своему мужу и детям, всецело поддерживала коллекционера. Иногда доходило до того, что Георгию приходилось за картины расплачиваться шубами супруги, которые привозил из заграничных поездок. Обещая, при этом возместить новыми.

Георгий Костаки с супругой. / Картина К.Малевича.

А иногда картины совершенно случайно попадали в руки коллекционеру, за которые и денег то не просили. Так, творением авангардистки Любови Поповой было заколочено окно на даче ее родственников. И, как только Костаки взамен доставил кусок фанеры, хозяева сразу же сняли с окна и отдали коллекционеру бесценное для него творение.

Костаки среди экспонатов своей коллекции.

Еще одна страсть была у Георгия Дионисиевича - это иконы, которыми увлекся еще в юности. Интерес к церковной живописи коллекционер перенял от отца, глубоко верующего человека. Он-то и посвятил сына в свои святыни, много рассказывая о том, как греки во время войн их спасали в первую очередь. И как-то довелось им с отцом в буреломных 20-х найти в подвальных помещениях посольства ящик с иконами и крестами. Найденное сокровище сын и отец Костаки бережно хранили немало лет. А незадолго до кончины отец контрабандой отправил ящик с иконами в Грецию. И что удивительно, в глубокой старости Георгий их снова увидел в одном из храмов Греции, куда в конце жизни выехал со своей семьей.

Костаки среди экспонатов своей коллекции.

Все это будет позже, а пока Георгий, живя в Москве и надеясь, что когда-нибудь его собрание живописи будет выставлено на всеобщее обозрение русскому народу, продолжал собирать запрещенное искусство. И конечно же надежды на то, что власти пойдут на такой шаг - не было никакой. Поэтому и квартира, и загородный дом коллекционера постепенно превратилась в неофициальный музей, куда приходили и простые москвичи, и большие ценители, и художники, и столичные знаменитости и заграничные высокопоставленные гости.

Костаки и Марк Шагал.

Но в 1976 году в загородном доме Костаки случилась беда. В пожаре, в результате поджога, погибло немалое количество драгоценных картин. Затем было ограбление московской квартиры, где также пропали ценные картины. Все указывало на то, что власть никак не могла допустить существования даже частного музея запретной авангардной живописи и таким образом хотела приструнить его владельца.

Затем последовало давление со стороны работников посольства, в котором еще трудился 63-летний Костаки. Ему прямым текстом начали говорить, что пора на пенсию. По ночам раздавались телефонные звонки от неизвестных с угрозами. «Настал момент, когда жить с такой коллекцией в Москве стало не просто неуютно, а опасно», — из воспоминаний о тех смутных временах дочери коллекционера.

Прощай, Россия!

Георгий Костаки встревожился за себя и свою семью и написал обращение к генсеку Брежневу с просьбой разрешить выезд со страны. В ответ долгое время было молчание, видимо чиновники решали на каких условиях отпустить грека-коллекционера. Через год, в 1977 году, разрешение было получено, и собиратель с частью своей коллекции выехал из России.

Коллекционер Георгий Костаки.

По неофициальным данным, выезд Костаки был вынужденным — правящая власть уже не могла больше выносить существование в стране такой огромной коллекции картин запрещенного искусства. И основным условием разрешения на отъезд было выдвинуто требование о передаче в дар Третьяковке части собрания. Костаки понимал, что другим способом ему уехать не удастся, поэтому он оставил Москве большую часть своей коллекции.

Коллекционера утешало то, что хотя бы таким образом исполнится его мечта: эту часть все же увидят русские, которым по праву принадлежит частичка их истории
искусства.

Выставка коллекции Костаки в Третьяковской Галерее к 100-летию со дня его рождения.

Но это произойдет лишь спустя 30 лет, когда в Третьяковке будет организована выставка работ, собранных Костаки, а именно к 100-летию со дня его рождения. И россияне наконец-то увидели то, чему посвятил всю жизнь грек-чудак.

Новая жизнь старой коллекции

Новая жизнь старой коллекции Выставка авангардного искусства.

Вывезенная часть коллекции в Грецию, тут же была выставлена в музее Дюссельдорфа в Германии. В последующие два года, картины путешествовали по Франции, выставлялись в центре Помпиду. Затем на протяжении всех 80-х работы русских авангардистов экспонировались в Нью-Йорке, Хьюстоне, Оттаве, Индианаполисе, Чикаго, Стокгольме, Лондоне, Хельсинки, Монреале.

Коллекционер русской авангардной живописи - Георгий Костаки.

А умер великий коллекционер в 1990 году, так и не дожив до знакового события, к которому шел всю жизнь. В 1995 в Национальной галерее столицы Греции впервые после разъединения две части прогремевшей на весь мир коллекции русского авангарда на время воссоединились. Мир наконец-то увидел творения гонимых художников России в полном собрании.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится