Как возникло и получило свое название Братство Черноголовых
836
просмотров
Ещё в 14-м веке купцы, работавшие в Северной Европе, создали общество, в которое впоследствии приняли несколько российских императоров.

Во время восстания Юрьевой ночи, согласно легенде, группа иностранных купцов, остановившихся в Ревеле, помогла подавить восстание коренного эстонского населения против немцев и датчан. Это была середина 14-го века: местные жители таким образом хотели избавиться от принудительной христианизации. Впрочем, у них ничего не получилось — бунтовщиков быстро успокоили силой.

Отстоявшие своё право торговать в Ревеле купцы после неприятного инцидента решили объединиться. С этого момента началась таинственная и загадочная история Братства Черноголовых, которое долгие столетия существовало в странах Балтии.

Братство неженатых

Документальных подтверждений истории с противостоянием купцов восставшим так и не нашлось — впервые Братство Черноголовых упоминается в исторических источниках только в 1400- году: тогда члены братства решили передать местной церкви Святой Екатерины алтарь и ценные сосуды, а доминиканцы, в свою очередь, пообещали благословлять своими молитвами тех, кто вступил в недавно созданную организацию.

В то же время основатели Братства Черноголовых решили создать устав своего общества. Они договорились о том, что стать членом их организации сможет только неженатый человек. Но и этого было недостаточно — потенциальным претендентом мог стать лишь купец, судовладелец или ремесленник, в редких случаях такая возможность появлялась у преподавателей и врачей. Как только один из братьев вступал в брак, его сразу же исключали из общества.

Фасад дома Черноголовых в Таллине.

Устав организации, как известно из документов, городской совет Таллина утвердил в 1407 году, филиал братства вскоре появился и в соседнем крупном городе — Риге. В «Больших правах» — а именно под таким названием вошёл в историю устав Братства Черноголовых — было прописано, что иноземные купцы обязуются при необходимости обеспечивать город кавалерийским подразделением. Также члены братства несли дозор на сторожевых башнях и инспектировали городские укрепления, пытаясь обнаружить вражеских лазутчиков.

Есть разные версии, почему общество купцов получило именно такое название: согласно одной из них, черноголовыми братья стали из-за того, что во время военных действий надевали чёрные головные уборы, с их помощью отличая соратников в бою. Другая версия происхождения названия гласит, что черноголовыми купцов прозвали из-за почитания темнокожего Святого Маврикия, который изображался на щитах членов братства и считался его небесным покровителем. Его подвиг, согласно христианскому учению, состоял в том, что он отказался помогать римскому императору усмирять иноверцев, за что лишился жизни вместе с тысячами своих солдат.

В обществе императоров

Если изначально купеческое братство создавалось с целью подавить восстание нехристианского населения, то со временем военные задачи отошли на второй план. Черноголовые скорее служили городу, в котором зародилась их общество: они патрулировали улицы по ночам, охраняя порядок, организовали собственную добровольческую пожарную дружину, помогали таллинским (впоследствии это название вытеснило наименование «Ревель») церквям своими подношениями. Вместе с признанием черноголовые получили и некоторые привилегии: так, по ночам только они могли ходить по городу с мечом.

Тем не менее совсем в стороне от военных действий братство тоже не оставалось: в частности, известно, что в 1526 году купцы подарили Таллину необходимое вооружение — камнемётные машины и лафеты. Члены братства были активными участниками Ливонской войны и помогали оборонять Таллин в то время, как его безуспешно штурмовали российские войска.

Ворота, которые ведут в дом Братства Черноголовых в Риге

В Братстве Черноголовых любили вкусно поесть и крепко выпить: как минимум дважды в год члены общества собирались вместе — сначала проходило заседание, на котором решали вопросы, связанные с работой братства, а заканчивалось всё большим пиром с танцами и гуляниями, которые постепенно распространялись на весь город. Кстати, купцы из братства начали первыми в странах Балтии устанавливать и украшать рождественскую ель — это случилось ещё в середине 15-го века. Тогда новогоднее дерево установили на Ратушной площади.

Именно во время праздников в Братство Черноголовых принимали новых членов: для этого нужно было не только соответствовать всем критериям, но и проживать какое-то время в одном из городов, где присутствовало братство. В своё время в обход правил в общество приняли российского императора Петра I, он стал одним из черноголовых ещё в 1711 году — через год после того, как присоединил Эстонию к Российской империи. Кстати, он был не единственным правителем России, который числился в братстве: позже в него вступили Павел I и Александр I.

Прежде чем попасть в братство, кандидаты изначально должно были посещать организованные купцами торжества. После этого претенденты могли попросить внести их имена в специальную книгу — в ней велась перепись тех, кто намерен стать одним из членов братства. Наконец, после того, как все формальные процедуры были соблюдены, человека принимали в Братство Черноголовых: старшие товарищи пили в честь этого из специальных высоких и тонких кубков, прозванных «козьими ногами», а новички были обязаны первое время прислуживать им за обеденным столом.

Разгульная жизнь

Были у черноголовых и свои внутренние законы: так, кто выругается на члена общества, должен был заплатить одну марку, за удар в ухо пришлось бы выложить уже две, а за повторный — три. Строгие меры были предусмотрены для тех, кто злостно уклонялся от участия в церемониальных пиршествах. Самое серьёзное наказание полагалось тому, кто плеснул бы в брата пивом или вцепился ему в волосы — в таком случае нужно было отдать братству пять фунтов воска, который в то время был крайне дорогим товаром и использовался для освещения здания во время торжественных вечеров.

Посещение основных двух праздников было обязательным практически для всех членов братства, но собирались они, конечно, гораздо чаще. Едва ли не каждый день купцы встречались, чтобы вместе отдохнуть.

Дом Черноголовых в Риге после воссоздания.

Учитывая этот жизненный уклад, черноголовые не могли обойтись без собственного дома в Таллине: поначалу для того, чтобы проводить свои собрания и праздники, братство арендовало дом в центре города. Впоследствии здание, которое принадлежало городскому магистру Йохану Вианту, выкупили целиком — его до сих пор можно найти на улице Пикк, недалеко от Морских ворот и башни Толстая Маргарита.

На доме остался даже герб братства: на нём два геральдических льва держат щит с изображением Святого Маврикия. Мебель и картины, которые украшали здание, тоже можно найти, правда, не внутри бывшей штаб-квартиры Черноголовых, а в городском музее Таллина.

Герб Братства Черноголовых в Таллине.

Впрочем, самих черноголовых фактически уже не осталось: после того, как Ливония стала частью Российской империи, военное значение братства отошло на второй план, со временем оно превратилось во что-то вроде светского клуба, членство в котором подчёркивало статус человека. Это позволило братству распространиться в какой-то момент примерно на 20 городов: есть даже предположение, согласно которому один из филиалов общества располагался в Новгороде.

Как бы то ни было, Братство Черноголовых лоббировало свои купеческие интересы и покровительствовало искусствам до середины 20-го века. В 1940 году власти советской Эстонии ликвидировали братство, после чего большая часть его членов уехала в Германию — вместе с собой они забрали львиную долю реликвий своего на тот момент уже светского клуба.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится