Восточный стиль
В XIX веке Турция перестала восприниматься в России как серьёзный противник. Любая война с османами стала для русского офицера чем-то вроде поездки на пикник. Причём в этой поездке можно не только отдохнуть, но и прославиться, получить награды и чины. А ещё познакомиться с восточной экзотикой за счет государства. Военные успехи при этом подразумевались сами собой. Мол, как так, чтобы турка — да не побить?
Прежде всего это коснулось одежды как наиболее заметного элемента повседневности. С 1820-х годов большую популярность в России получил ориентальный стиль.Из-за этого возникло очень характерное для победителей явление: восприятие чужой культуры как военного трофея.
Если в Европе его пророком был денди лорд Байрон (на известном нам портрете он изображён в албанском национальном костюме, который носил, сражаясь за греческих повстанцев), то в Россию восточные мотивы принесли в основном военные.
Сукно Чичикова и оковы невольников
Турецкие материи стали излюбленным материалом дамских платьев, потеснив лионские шелка. Для господ же торговцы предлагали новинку — сукно для сюртуков и фраков цвета «наваринского дыма с пламенем», которое упоминается в романе Гоголя «Мертвые души». Кстати, как выглядел этот модный цвет, хорошо известно. Тёмно-коричневый с красноватым отливом, хорошо заметным на свету, — отличная расцветка для повседневной одежды практичного человека.
Отражение в моде нашла и тема христианских невольников в мусульманских странах. В Одессе начали производить золотые браслеты «сердечная неволя».
Они имитировали кандалы, в которые заковывали пленников‑христиан.
Другим популярным украшением тех лет стала турецкая шаль. Впрочем, шали, ввозимые из Турции, были дороги, да и война мешала импорту. Поэтому очень скоро их научились делать в России. На московской фабрике Гучкова производились ткани, не уступавшие восточным, что отмечали даже требовательные покупатели в Европе.
Персидская экзотика
Вслед за русско-турецкой началась русско-персидская война. Она была ничуть не менее победоносной и так же, как и предшественница, внесла в мир моды новые веяния.
В России узнали о персидских меховых шапках в виде конуса с суконным дном — эриванках. Эти шапки понравились настолько, что их носили в холода вплоть до 1917 года. Ну, а дамам полюбились персидские манто с двойным рукавом, напоминавшим восточные кафтаны.
Иран попал в полную зависимость от Российской империи, и русский рынок стал для него самым важным. Спустя 20 лет после войны ввоз персидских товаров превышал импорт из Османской империи в три раза. Кроме того, русские купцы взяли под контроль транзитную торговлю персидскими тканями и уже сами везли их в Европу, где прочно держалась мода на Восток, вдохновляемая колониальными завоеваниями Британии и Франции.
Кавказская мода
В те изысканные времена, говоря о кавказской моде, имели в виду нечто куда более изящное, чем красные мокасины. После того как Россия всерьёз взялась за Шамиля с его газаватом, на Кавказе быстро наступил мир. Война, тянувшаяся тридцать лет, завершилась. А с фронта уже везли новые трофеи.
В 1850–1860-е годы самой популярной одеждой для детей и прислуги стали костюмы, выполненные в кавказском стиле.
Черкески с газырями, одежда с обшивкой галуном, мягкие горские сапожки и кинжалы, украшающие пояс. Тогда не видели ничего плохого в том, что мальчик лет десяти на своём праздничном костюме носит холодное оружие.
Среди самих военных, и не только из кавказских частей и местных казаков — терских, гребенских, кубанских, — эта мода осталась популярной и десятилетия спустя. Например, можно вспомнить барона Врангеля, большую часть карьеры прослужившего в Лейб-гвардии конном полку и в забайкальских казачьих частях, никакого отношения к Кавказу не имевших.
Победы оставили след и в отечественной кулинарии. В 1859 году модная кондитерская братьев Вольф в Петербурге подавала посетителям пирожные «Барятинский» — в честь покорителя Кавказа — и «Шамиль» — в память о знатном пленнике русского императора.
Укрепившись в Закавказье, Россия получила в свои руки местное шёлковое производство. Качество продукции на тот момент было очень низким. Однако после того как за дело взялись русские промышленники, кавказские шелка постепенно начали вытеснять европейские и китайские. К началу 1840-х годов производство покрывало две трети внутреннего рынка.
Крымская война
После победы над Наполеоном законодательницей моды стала Крымская война. В то время как в Крыму армии сражались друг против друга, в столицах на фоне патриотического подъёма в моду вошёл русский стиль.
Популярность у мужчин получили костюмы ополчения, выполненные по образцу русского кафтана. А славянофил Юрий Самарин способствовал возрождению моды на бороду, которую считал важным элементом русской идентичности.
Как обычно во время войны, заговорили об импортозамещении.
Русский писатель и поэт Фёдор Глинка пропагандировал отечественное производство в стихах:
Не нужны сукна нам и вата,
И ваша байка не нужна:
Сошьём мундир мы для солдата
И из домашнего сукна.
Кстати, война немало способствовала и развитию русской промышленности. Тогдашнее общество отличалось куда большей солидарностью, чем нынешнее. И если общественное мнение гласило, что покупать французское теперь непатриотично, то дамы были готовы отказаться от французских шляпок и роскошных тканей.
Офицеры и джентльмены
Одним из доступных развлечений солдат и офицеров по обе стороны севастопольских рубежей стало курение. Так, после войны табак стал очень модным элементом стиля жизни. На свежие веяния наложились нигилистические идеи, и теперь даже девушки из хороших семей в погоне за модой закурили.
Тогда же впервые в обиход вошли папиросы в бумажной гильзе.
На войне выкурить трубку или сигару часто было совершенно невозможно, а тонкая папироска быстро изготовлялась и столь же быстро выкуривалась.
Ну, а бывшие офицеры, вернувшись в свои загородные усадьбы и столичные дома, обзавелись специальными курительными костюмами. Они были абсолютно одинаковыми, что в Петербурге, что в Лондоне, и делались в османском стиле. Бархатная куртка, часто расшиваемая золотыми шнурами, не давала свежей сорочке пропитаться табачным дымом, а курительная шапочка в виде фески или татарской тюбетейки защищала от дыма волосы джентльмена.
О влиянии войны на моду и других интересных фактах из истории XVIII и XIX столетий расскажем в следующем материале.