Но и к жестам было совсем другое отношение. Они имели особенный смысл. Читайте в материале, почему некоторые жесты были опасными, зачем кидали шапку на землю и что раньше означали скрещенные на груди руки.
Неприличная фига и как Фридрих Барбаросса фиговые листочки на зад мула наклеивал
Фиги, которые еще называются кукиш, на Руси показывали редко, особенно женщины. Жест считался непристойным, и в современной интерпретации означает отрицание. Если обратиться к истории, то есть версии, объясняющие негативное отношение к этому жесту. По первой версии, это слово происходит от словосочетания «fick-fick machen», что на немецком языке обозначает приглашение к интимным отношениям. По второй версии именно таким жестом немцы-переселенцы, плохо владеющие русским языком, предлагали русским женщинам вступить с ними в сексуальные отношения. Если присмотреться к кукишу, то можно увидеть символ фаллоса. Конечно, если сильно присмотреться.
Но есть ещё одна, невероятно забавная версия. Когда миланцы изгнали императора Фридриха Барбароссу, а произошло это давным-давно, в 12 веке, они, стараясь как можно сильнее унизить правителя, усадили его не на красивую лошадь, а на старого грязного мула. Император, естественно, не простил горожанам это ужасное унижение и постарался захватить город. Ему удалось это сделать. И тогда Барбаросса налепил на зад мула фиговые листочки и приказал, чтобы каждый житель города снял по листку, причём зубами! Легенда гласит, что манера показывать фигу со словами «Накося, выкуси» произошла именно из-за этой истории, которая разлетелась по миру. Хорошо, что сегодня по городам не ходят мулы, иначе история Барбароссы могла бы повториться.
Почему старообрядцы скрещивали руки в церкви
Сегодня любой психолог скажет вам, что человек, скрестив руки на груди, старается защититься от окружающих. Он подсознательно отстраняется от того, кто ему неприятен. А что же раньше? Стоит обратиться к такому важному действию как молитва. Почему в старину, после того как была проведена реформа Никона (это произошло в 1666 году) стоять в церкви со скрещенными на груди руками разрешалось только старообрядцам? Эта традиция появилась благодаря Востоку. Там люди, скрещивая руки, словно говорили Богу «Слушаю и повинуюсь». Иными словами, о высокомерии и отстранении тут и речи нет. Есть еще одна причина: нижняя часть тела с точки зрения старообрядцев была нечистой, потому они старались не держать там руки. Есть также поза, которая обозначает покорность —руки скрещены на животе, и обязательно левая рука под правой. К древности на иконах можно было увидеть святых, которые держат руки на груди скрещенными. После реформ Петра I такая позиция во время посещения церкви стала необязательной.
Пальцем тыкать да язык высовывать
Сегодня воспитанный человек вряд ли будет тыкать пальцем в кого-то и показывать язык. Это неприлично. В старину высовывать язык было строго запрещено. Ведь этот орган помогает человеку говорить, а часто люди произносят лживые слова, и это грех. Иначе говоря, язык может подтолкнуть человека к греху. Кроме того, если высунуть язык, то говорить просто невозможно. Но для чего-то человек это сделал? Возможно, показывая этот орган окружающим, он как бы намекает, что готов поступиться заповедями Бога. Священник Флоренский отмечал, что язык в соответствии с симметрией расположения органов человека устанавливает ассоциацию с половыми органами. Поэтому становится ясно, что показывать его окружающим просто неприлично.
Отрицательное отношение к такому жесту, как тыканье пальцем, пришло из древности, от славян-язычников. Они считали, что тыкать пальцем нельзя, потому что знахари-колдуны могли забрать душу человека, схватив его за палец. Зачем же давать им такую возможность и провоцировать плохие поступки? В работах этнографа Ляпина указано, что тыкать пальцем была запрещено всем и везде. Иначе можно было нарваться на неприятности, например, неосторожного человека могли даже побить. Щелкать пальцами тоже было небезопасно. В народе считали, что на этот звук откликается нечистая сила. Это приравнивалось к греху, потому щелканье было под запретом.
Шапка оземь – от позора до отчаяния
Отношение к головным уборам на Руси было серьезным. Чтобы унизить, опозорить человека, можно было сорвать с мужчины шапку, а с женщины платок. В частности, снять головной убор с женщины, которая была замужем, считалось равноценным страшному оскорблению. Именно так возникло крылатое выражение «опростоволоситься», обозначающее человека с непокрытой головой. Людей, которые не отдавали взятые в долг деньги, подвергали условному, но очень позорному наказанию: с него публично сбивали шапку. Даже во время наказания кнутом палач не приступал к делу, не сбив шапку или не сняв платок с головы приговоренного. Интересный факт: у кавказских народов и по сегодняшний день сбивание папахи с оппонента считается равным вызову на поединок.
Но со временем смысл этого действия на Руси трансформировался. Русские мужчины стали сами, без посторонней «помощи» бросать головной убор на землю. Происходило это в те моменты, когда человек находился в состоянии огромного отчаянья, когда жизненная ситуация становилась просто невыносимой. То есть этим показывали, что последнее достоинство испарилось, его больше нет и человек зашел в тупик.
Но это было у нас. А за рубежом и сейчас не стоит использовать эти жесты при общении с местными.