Как только мастера научились производить листовое стекло, появились первые витрины. Эту идею быстро подхватила вся Европа, не стала исключением и Российская империя. Культура витрин развивалась быстро, но случались и казусы, в частности, с манекенами.
Первые витринные идеи
Во времена Средневековья ремесленники знали, что для привлечения клиентов нужно обязательно выставлять в окнах мастерских собственные изделия. Конечно, обзор на тот момент оставлял желать лучшего. В 18 веке торговцы Англии впервые попробовали накрывать уличные прилавки стеклом, делая их доступными для обозрения прохожих. Так появился прототип современной витрины.
Такая идея быстро разошлась по всей Европе. К 19 веку, когда была освоена технология производства крупных стеклянных листов, началось повальное панорамное остекление торговых заведений. Теперь об ассортименте товаров потенциальные покупатели знали даже без посещения магазина. Первый в мире аналог универмага под названием «Бон Марше» открылся в 1852-м во Франции. Он был оснащен огромными по тем временам окнами, где были выставлены все предложения – от ложек до карет. Вскоре подобные маркеты появились в США и Великобритании.
В 1909-м в Лондоне появился универмаг «Селфриджез», получивший признание эталона мировой розничной торговли. Обширные витрины, выложенные зеркальным стеклом, наполнялись качественными товарами, маня покупателей. Даже когда магазин закрывался, его окна продолжали жить своей жизнью, собирая потенциальную клиентуру на следующий торговый день. Использовались и более глубокие приемы уже из разряда маркетинга. Например, когда лётчик Луи Брелио преодолел на аэроплане Ла-Манш и приземлился на поле графства Кент, о нем написали все европейские газеты. Владелец «Селфриджез» щедро заплатил пилоту и выставил его аэромашину в собственной витрине. Поглазеть на легенду пришли не менее 50 тысяч человек, увеличив в десятки раз выручку от продаж.
Что переняла Российская империя
Российская империя, как известно, предпочитала быть в курсе европейских тенденций. Так что появление магазинных витрин не прошло мимо русского купечества. Первые русские витрины «на европейский манер» появились в Москве. Самая известная из них - на Кузнецком мосту (магазин художественных картин Дациаро). Лавка встречала покупателя сплошным стеклянным фасадом. Следом за первооткрывателями начали увеличивать оконное пространство и остальные российские продажники. Держатели торговых точек старались продемонстрировать максимально возможное количество товаров, надеясь стать интересными покупателю.
Вскоре процесс усложнился, и стало модно декорировать витрины. Товары размещались среди композиций из фарфоровых статуэток, вазонов, корзин, цветов. Все это могло переплетаться разноцветными лентами и шелковыми отрезами. Со временем на витринные товары стали накладывать ценники и всевозможные объявления. Самые престижные лавки уведомляли покупателя о том, что в магазине общаются на иностранных языках. В тот же период возникла и идея распродаж. Большие плакаты-объявления время от времени сообщали о снижении цен в межсезонье.
Теперь об уровне престижа магазинов можно было судить с улицы – по оформлению витрины. Заведения высшего разряда считали своим долгом отличиться от конкурентов роскошью отделки «киотов», хрустальными люстрами в окнах своих лавок, позолоченным декором и даже работающими фонтанами в окнах. Ближе ко второй половине 19 века появилась новая профессия – декоратор витрин.
В начале 20 века витрины российских магазинов переросли в двухэтажные. Второй уровень, как правило, использовался для размещения текстовой рекламы – надписей, рекламных слоганов, объявлений. С появлением электрического витринного освещения наступила новая эпоха. Сестра Марины Цветаевой Анастасия писала о витринах московского «Мюр и Мерилиз» поэтично и восхищенно: «аквариумами света, налившимися волшебством предметов, плавающих в этой световой воде».
«Мумии» и советская пропаганда
Сначала витрины подсвечивали газовыми рожками и керосиновыми лампами, а позже уже перешли на электричество. Интересная история у витринных манекенов. На заре 20 столетия в этом качестве использовались живые существа - животные, птицы. Как-то владелец лейпцигского зоомагазина поместил в свою витрину настоящего львенка, что привлекло небывалое число покупателей.
Манекены в человеческом обличии поначалу изготавливались из воска, дополнялись стеклянными глазами и настоящими волосами. Такие куклы скорее шокировали покупателей, так что от «мумий» в дорогих нарядах решили отказаться. Как выход – манекены из папье-маше, которые уже не имели большой схожести с людьми и эффективно выполняли роль привлечения покупателей. Во Франции появились первые механические витринные куклы, выполняющие всевозможные манипуляции. В магазине «Зингер» такая кукла-робот умела строчить на швейной машинке, а в чайной лавке деревянный джентльмен подносил ко рту чашку, сидя за столом.
С наступлением в России советской эпохи витрины стали заполнять «Окнами роста» — пропагандистскими плакатами в лубочном стиле. Во время НЭПа ненадолго вернулись былые богатые витрины, после чего надолго канули в Лету. С развитием экономики после Великой Отечественной госторговля стала использовалась витрины по полной программе. Правда, с целью агитации и пропаганды. В дальнейшие десятилетия тематическое оформление торговых точек к праздникам и идеологическим акциям поглотило витринный декор и стало показательным атрибутом советской витрины.