Первый архитектор Санкт-Петербурга Доменико Трезини
Швейцарец Доменико Трезини прибыл на работу в Россию без каких-либо рекомендаций, как это было принято в тот период, и стал одним из самых выдающихся зодчих эпохи Петра I.
В 1704 году, когда Трезини приехал в Северную столицу, город имел удручающий вид. Все, что там было, — это болото, вода, минимальное количество сооружений, и Петропавловская крепость, возведенная на их фоне из глины и дерева. Именно Трезини было поручено перестроить земляную крепость в каменную.
Архитектор считается основоположником направления «петровское барокко», которое с тех пор широко использовалось для проектирования зданий в новой российской столице. Самым главным проектом Трезини стал Петропавловский собор на территории крепости — усыпальница всех императоров Российской империи, кроме Ивана VI.
С 1710 по 1714 годы швейцарский зодчий работал над созданием Летней резиденции Петра I. Дворец императора получился достаточно скромным, в нем было всего 14 комнат и 2 кухни, а фасад здания украшали барельефы на военную тематику.
Еще одна знаменитая постройка — здание Двенадцати коллегий, которое сегодня принадлежит СПбГУ.
Кроме прочего, за время своей карьеры любимый зодчий Петра возвел Александро-Невскую Лавру и стал первым преподавателем архитектуры. в России.
Трезини умер в 1734 году и похоронен на кладбище Сампсониевского собора. Его именем названа площадь Василеостровского района, и на ней же установлен памятник в его честь. В доме архитектора сегодня находится отель «Дворец Трезини». Каждая комната в нем имеет эксклюзивный интерьер в духе петровской эпохи.
Франческо Растрелли — придворный зодчий при Елизавете I
Семья Растрелли перебралась в Россию из Франции после смерти Людовика XIV. Отец семейства Карло Растрелли был придворным скульптором и передавал свой опыт сыну Франческо. Уже спустя 4 года после переезда в Россию юноша реализовал свой первый проект — резиденцию князя Дмитрия Кантемира на Миллионной улице. После успешного дебюта к Растрелли-младшему стали обращаться другие представители русского дворянства. Для Анны Иоанновны, взошедшей на престол в 1730 году, французский зодчий построил Летний и Зимний Анненгофы в Москве.
При Елизавете I жизнь востребованного архитектора могла круто поменяться в худшую сторону. Императрица отстранила его от двора на три года, а в это время главным зодчим при дворе был Михаил Земцов. Но мастерство Растрелли помогло ему — в России никто не умел так строить в любимом Елизаветой стиле барокко. После смерти Земцова императрица снова восстановила Франческо в должности и доверила ему проектирование нового Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Старая резиденция была разобрана, а на ее месте к 1761 году возвели главный императорский дворец в нынешнем его виде.
Строительство Смольного монастыря, Больших дворцов в Петергофе и Царском селе также осуществлялось по проектам Растрелли.
С приходом Екатерины II популярность стиля барокко сошла на нет. Императрица была против чрезмерных трат на позолоченные декоративные элементы и прочие излишества. Завоевав престол, она отправила Растрелли в отпуск, а переделку внутренних покоев Зимнего дворца доверила другому зодчему. Узнав о таких изменениях, Франческо Растрелли подал в отставку.
Павел I и Винченцо Бренна
При Екатерине II особым почетом пользовался шотландский архитектор Чарльз Камерон. Восхищенная его навыками в декоративном искусстве великая императрица выписала Камерона в Россию в 1779 году. Здесь он получил служебное жилье, жалование в 1800 рублей и постоянные заказы, в том числе на строительство Холодной бани, Агатовых комнат и Висячего сада Малого Эрмитажа.
Павел I, получив бразды правления, тут же решил отстранить от двора любимого зодчего своей матери. Камерона лишили должности и отобрали дом, а вместо него придворным архитектором стал Винченцо Бренна. Великий князь познакомился с ним во время путешествия по Европе и позже предложил работу по декоративному оформлению дворца в Павловске. Также он занимался внутренней отделкой Каменноостровского дворца, принимал участие в строительстве Гатчинской резиденции, Исаакиевского собора Антонио Ринальди и Михайловского замка.
После смерти Павла Петровича Бренна некоторое время оставался в России — ему давала заказы вдова монарха Мария Федоровна. Позже все-таки был вынужден вернуться в Европу из-за отсутствия работы.
Что построил Карл Росси для Александра I
В период правления Александра I самым влиятельным архитектором Петербурга считался итальянец Карл Росси, который был автором самых смелых проектов и создал современный облик Санкт-Петербурга. В 1820-е годы он был авторитетным и высокооплачиваемым зодчим в России, получал годовое жалованье в размере 15000 рублей и выполнял самые масштабные строительные проекты.
Авторству Карла Росси принадлежит Михайловский дворец — памятник архитектуры классицизма, построенный в течение 6 лет для младшего брата Александра I. Вершиной мастерства великого зодчего стал главный ансамбль Северной столицы — Дворцовая площадь. Император поручил построить в этом месте правительственные здания, но пожелал, чтобы Зимний дворец оставался центром композиции. Росси нашел гениальное решение, не подражая создателю Зимнего дворца Растрелли. Он использовал другую стилистику, но не нарушил облик главного архитектурного памятника Северной столицы. К 1829 году было построено здание Главного штаба. Он завершил ансамбль Дворцовой площади и гармонично объединил разрозненные здания барокко и классицизма, которые казались несовместимыми. Позже точку в этой композиции поставил Огюст Монферран, построивший на Дворцовой площади Александровскую колонну в стиле ампир.
После смерти Александра I положение Карла России сильно ухудшилось — ему не нашлось места при дворе нового императора и в 1832 году пришлось уйти в отставку. А в 1849 году прославленный зодчий умер будучи практически нищим.
Андрей Штакеншнейдер — от простого чертежника до любимого архитектора Николая I
Андрей Штакеншнейдер начинал свой путь с должности чертежника в Комитете строений. Сначала он участвовал в доработке Исаакиевского собора вместе с Монферраном, а позже получил первый собственный заказ — реконструкцию дворца графа Бенкендорфа. По рекомендациям последнего услугами зодчего стали пользоваться не только высокопоставленные жители Петербурга, но и сам император Николай I.
Штакеншнейдер построил Ново-Михайловский и Николаевский дворцы для сыновей императора, реконструировал залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа. Еще одним значимым проектом зодчего стал Мариинский дворец, построенный для старшей дочери Николая I. Сегодня в этом здании находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Резиденции, построенные для членов императорской семьи, были оснащены по последнему слову техники — водопроводом, канализацией, телеграфом и гидравлическим лифтом.
Штакеншнейдер был ярым поклонником эклектики, в его сооружениях переплетается сразу несколько стилей, в том числе барокко, рококо и неоренессанс.
Сильвио Данини — последний зодчий при дворе императорской семьи
Сильвио Данини стал придворным зодчим при Николае II после того, как успешно перестроил Знаменскую церковь в Царском селе.
Данини работал преимущественно в стиле модерн. Главными проектами в его карьере стали реконструкция правого корпуса Нового Царскосельского дворца под покои монарха, а также создание прилегающей к нему садово-парковой зоны.
Кроме этого, декоратор брал заказы от петербургской знати. Например, его авторству принадлежит усадьба Кокорева в Пушкине, где с 1958 года базировался один из корпусов Сельскохозяйственного института.
Данини немного пережил императора. Несмотря на приближенность к императорской семье, он избежал репрессий и скончался в 1942 году в блокадном Ленинграде.