«Плоть и кровь», 1985
Начнём наш топ с работы Пола Верховена.
Самое начало XVI века, приключения банды ландскнехтов, выгнанных со службы. Осада и оборона средневекового замка, машины, вдохновлённые Леонардо да Винчи, эпидемия чумы — главный ужас тех времён. И наконец, в главной роли здоровенный фриз Рутгер Хауэр, как будто рождённый для того, чтобы играть воинов.
Стоит отдать должное Верховену: он порой очень точно чувствует дух времени и умеет передать его в своих работах.
В «Плоти и крови» это жажда успеха, которая вела в бой ландскнехтов и конкистадоров, а также вера в себя и своё счастье.
Наверное, поэтому персонажу Рутгера Хауэра, который в финале вроде бы должен ощутить всю горечь поражения, всё же достались и прекрасная итальянская дворянка, и богатая военная добыча.
«Капитан Алатристе», 2006
«Не только американцам снимать хорошие фильмы», — подумали в Испании и выпустили экранизацию серии романов, пожалуй, самого популярного испанского писателя современности — Артуро Переса-Реверте.
История, рассказанная в кино, посвящена судьбе испанского наёмника Диего Алатристе — «человека войны», единственным ремеслом которого является искусное владение шпагой и пистолетом.
Его многочисленные приключения происходят на фоне масштабной панорамы жизни Испании времён правления короля Филиппа IV — эпохе одновременно могущества и заката великой империи.
Именно тогда были проиграны войны с Голландией и Францией, а попытка вмешаться в Тридцатилетнюю войну принесла испанской армии неувядающую славу, множество побед — и в итоге самое горькое поражение.
Алатристе ухитряется поучаствовать почти во всех самых ярких событиях эпохи, драться на дуэлях, выполнять тайные поручения аристократов, увидеть взятие Бреды, когда казалось, что Испания непобедима. Он заканчивает свой путь при Рокруа, где ему выпала честь отвергнуть предложение о сдаче в плен знаменитыми словами: «Сожалею, но это испанская терция».
«Огнём и мечом», 1999
Поляки традиционно любят и умеют снимать кино о своей истории. Там никогда не увидишь самобичевания, столь свойственного российским режиссёрам, или желания облить прошлое грязью.
Нет, у поляков история Польши — это всегда слава, победы и благородные герои. Этому у них стоит поучиться.
Четырёхсерийный фильм, снятый по одному из самых знаменитых романов Генрика Сенкевича, оказался чудо как хорош. Сказались и режиссура Ежи Гофмана, который с 1969 года специализируется на историческом кино, и отличный набор актёров, в том числе из России и Украины, и тот факт, что на декорации и костюмы не пожалели средств.
Кстати, глядя на костюмы из «Огнём и мечом», понимаешь, насколько должно быть стыдно создателям печальной памяти «Викинга». Там при несоизмеримом бюджете показали русскую знать в рванье, в то время как поляки продемонстрировали зрителю блистательный XVII век во всей его красе.
История фильма хорошо известна каждому: восстание Хмельницкого, начавшееся как борьба за привилегии казачества, перерастает в масштабную народную войну. На фоне этого переживают различные приключения трое друзей — гусарский офицер Скшетусский, храбрец и дуэлянт Володыевский и шляхтич Заглоба — весёлый пьяница, всегда выходящий из самых затруднительных ситуаций. Любовь, предательство и несколько больших сражений прилагаются в комплекте.
«Иван Грозный», 1944
Не вспомнить о великом фильме Сергея Эйзенштейна просто невозможно. Хотя его первая часть была снята в 1944 году, кино поражает масштабностью, массовыми сценами и работой актёров. Разумеется, с точки зрения истории у фильма есть недостатки. Картина снималась в рамках политической программы, наметившейся с конца 1930-х годов, когда советская власть взяла курс на реабилитацию части русской истории. В качестве одного из образцовых правителей выбрали Иван Грозный.
Опричный террор стал прекрасным оправданием для террора большевиков, а борьба царя с русской аристократией сознательно сопоставлялась с уничтожением «врагов народа».
Добавим к этому героизацию палача Малюты Скуратова и пафосное обличение боярской «измены» — и получим весьма специфическую картину.
К счастью, Эйзенштейн смог преодолеть навязываемые ему идеологические шаблоны и во второй серии «Ивана Грозного» показал ужасы царствования Ивана IV во всей красе. По этой причине после очень успешного показа первой серии фильм сняли с проката. В советский период он демонстрировался лишь после 1958 года, да и то крайне редко. Слишком неприятные параллели с советской историей порождали картины кровопролития.
Третью серию планируемой эпопеи и вовсе сняли с производства, а великий режиссёр умер, не завершив главный труд своей жизни.
«Агирре, гнев божий», 1972
В 1972 году ныне один из самых знаменитых, а тогда начинающий немецкий режиссёр Вернер Херцог снял очень оригинальный фильм об одном из конкистадорских походов в Южную Америку.
«Агирре» — поразительный пример того, как за очень скромный бюджет можно снять отличный фильм, который до сих пор числят в классике исторического кинематографа.
Кино рассказывает об экспедиции Писарро (правда, другого — Гонсало, а не завоевателя Перу Франсиско), отправившейся в путь из Перу в поисках Эльдорадо. Оказавшись в джунглях, главный герой отправляет на разведку небольшой отряд, который на плотах спускается вниз по реке.
Из этой истории, внешне похожей на типичное приключение в экзотической стране, Херцог создал настоящую трагедию, во всех подробностях показывающую процесс утраты человеческого облика под влиянием фанатичного желания достигнуть желанную цель — золото.
Пожалуй, не найдётся ни одного зрителя, которого бы не проняла финальная сцена, где Агирре, потеряв всех соратников и любимую дочь, с мрачной решимостью продолжает плыть по реке в окружении мёртвых тел. Ведь он всё ещё верит в свою удачу.
В главной роли Агирре — прославленный Клаус Кински, идеально подходящий к совершенно патологическому типажу, который ему пришлось изображать на экране.
«Микаэль де Рюйтер», 2015
Много ли вы знаете о кинематографе Нидерландов? А он есть — и порой выдаёт неплохие фильмы.
Вот и «Микаэль де Рюйтер» (в России почему-то вышедший как «Адмирал») — пример очень качественного кино на довольно редкую на экранах морскую тематику.
«Эпоха паруса», продолжавшаяся более трёхсот лет принесла нам не только Великие географические открытия, но и морскую романтику далёких путешествий, неизведанных стран, пиратства — и до невозможности красивые сражения больших парусных кораблей.
К сожалению, именно последнее очень редко оказывается интересно кинематографистам. Но голландцы решили исправить ситуацию и сняли байопик про своего величайшего флотоводца, который заодно считается одним из самых выдающихся морских командиров мировой истории.
Это тот самый де Рюйтер, что неоднократно бил на море англичан и французов, а также совершил рейд на Темзу, когда единственный раз в истории линейные корабли противника стояли прямо у Лондона. Среди достоинств фильма — мастерское умение выстраивать кадр, работа оператора и осветителей: многие из сцен напоминают картины голландских живописцев XVII столетия. Очень достойно сняты эпизоды морских сражений, да и в целом создатели постарались как можно точнее следовать истории и не совершать совсем явных ошибок.
«Приход к власти Людовика XIV», 1966
И в завершение никак невозможно пройти мимо выдающейся работы режиссёра Р. Росселлини «Приход к власти Людовика XIV».
Это очень интересный исторический фильм, снятый в крайне необычной манере: во время просмотра кажется, будто наблюдаешь за документальными съёмками, каким-то чудом сделанными при дворе короля-солнце.
В этом кино нет ни интриги, ни приключенческого сюжета, да и вообще можно сказать, что сюжета нет вовсе, — картина представляет несколько исторических эпизодов, в которых Людовик так или иначе демонстрирует своему окружению волю абсолютного монарха, непрерывно доказывая высказанный им же самим тезис о сакральности королевской власти.
Утверждение абсолютной власти происходит начиная со смерти первого министра кардинала Мазарини, при жизни державшего в своих руках всю власть во Франции и не допускавшего молодого короля до реальных дел. Заканчивается история низвержением Николя Фуке — могущественного министра финансов, уличённого в коррупции и казнокрадстве. Всего за несколько месяцев Людовик превращается из короля только по имени в самодержавного правителя самой большой страны Европы. Одно из главных достоинств фильма — отличная работа исторических консультантов, художников по костюмам, специалистов по этикету и быту аристократии XVII века. Не зря французы называют фильм Росселлини учебником истории.