Мода жила, опираясь на мастерство портных из века минувшего, на идеи художников-новаторов зарождающейся страны советов, на редкие журналы мод из-за «железного занавеса», на рассказы побывавших за рубежом, на советский и иностранный кинематограф.
Чекистские тренды
К концу 1917-го года в стране сформировался стиль унистиль. Женская половина пролетариата активно участвовала в строительстве рабочей страны, что исключало пышные дворянские наряды. На первый план вышло удобство одежды и универсальность моделей. Да и в условиях сложной экономико-политической ситуации не хватало даже самых простых материалов для шитья.
Регулировать ситуацию взялись наверху, установив универсальные фасоны рубашек и юбок. Отделка, складки и рюши не предусматривались. На тот момент писком популярности считались кожаные куртки-авиаторы черного цвета и гимнастёрка под ремень. Куртка ассоциировалась с чекистами и комиссарами, являя собой культовый символ революционной моды. Другой вопрос, откуда в разрухе тех лет было взяться большому количеству типовых кожаных изделий. На самом деле они имели дореволюционное происхождение и шились еще в Первую мировую для авиабатальонов. После октябрьского переворота эта форма изъялась со складов и выдавалась чекистам и комиссарам.
Каракулевые саке и чулки со стрелкой
Вопреки переломам режимов, крушению старого уклада и болезненному строительству нового мира 20-е годы отмечены интересными событиями в истории советской моды. Сформированные в тот период Высшие Художественно-Технические Мастерские дали стране талантливых мастеров дизайна, многие из которых впоследствии делали вклады в развитие моды. Комитет швейной промышленности объединили с центротделом военных заготовок и назвали новосозданное предприятие Главодеждой (Главный комитет швейной промышленности). Швейные предприятия пополнили импортным оборудованием: машинами, паровыми прессами, электроножами. Фабрики уверенно развивались и к 1925-му перешли от индивидуального пошива к поточному производству. Правда, количество не всегда сопровождалось качеством.
Ассортимент одежды стал шире и разнообразнее. Вместо привычных шинелей и галифе вчерашние военные портные научились шить брючные и юбочные костюмы, легкие платья, полупальто и пальто, белье, детскую одежду. На складах бежавших за границу владельцев конфисковали большие объемы материалов. В распоряжении ателье оказались парча, бархат и шелка царских времен. В 1923-м появился первый советский модный журнал «Ателье». Со страниц в мир моды пришли новые фетиши – костюм из бостона и серые комплекты «маренго», фетровые боты, коверкотовое пальто, котиковое манто, каракулевое саке, беличья шуба, чулки со стрелкой. Частные предприниматели периода НЭПа завозили из Европы наряды. В импортные вещи одевались не все: дорогая одежда была доступна семьям с достатком выше среднего, знаменитостям и непосредственно «нэпманам». Остальные гнались за модой с помощью рукоделия: перешивали старые изделия, перекраивали приобретенные дешёвые образцы, конструировали модные модели из доступных тканей по выкройкам журналов.
Вульгаризация идей социализма
К 30-м годам самой большой проблемой швейного производства оставался дефицит сырья. Нужно было наладить производство дешевых тканей внутри страны. Сделали ставку на собственное развитие под лозунгами типа «Советские ткани – лучшие в мире!». Для выполнения правительственной задачи по увеличению выработки тканей со снижением их себестоимости реконструировались текстильные предприятия. Наладили выпуск отечественных автоматических ткацких станков, осваивали новые сорта полотен – креп, фланель, сатин, коленкор, коверкот, шевиот, сукно, бостон и др. Фаворитами 30-х стали тонкие ткани шелк, атлас, крепдешин, крепжоржет. Правда, встретить их в свободной продаже не всегда приходилось даже в развитых городах.
Что касается оформления, фабрики получили распоряжение выпускать часть тканей с обязательным агитационным узором, прославляющим труд советского гражданина. Так, набивные полотна украсили серпами с молотами, звёздами, комбайнами, заводскими трубами с дымом, тракторами, аэропланами. Так называемый агиттекстиль увлекал даже самых талантливых мастеров-модельеров того периода. Идеологический рисунок на какое-то время вытеснил любые другие орнаменты, но просуществовал недолго. Советский текстильный подход оказался неудобным в крое, требовал большого расхода ткани и, соответственно, способствовал повышенным растратам. После выхода в «Правде» фельетона «Спереди - трактор, сзади – комбайн» производство агитационных тканей запретили приказом Совнаркома за вульгаризацию социалистических идей.
Иностранный гардероб наркома НКВД
Нормированное распределение в стране распространялось на одежду и обувь, которые подобно продуктам питания отпускались по карточкам. Народ одевался по необходимости, не особо расстраиваясь из-за вышедшего из моды гардероба. Часть детей не посещали школу из-за отсутствия одежды даже с введением обязательного начального образования. В отличие от основной массы населения, модная одежда оставалась доступна советской номенклатуре. К примеру, нарком НКВД Генрих Ягода преимущественно одевался в рубашки, пальто и костюмы преимущественно иностранных марок. При этом члены семей партийных лидеров старались не афишировать собственную респектабельность.
В узком кругу представителей элиты обычным делом было одеваться модно, заказывая одежду у дорогих частных портных или в закрытых ателье. Труд таких специалистов обходился недешево. После революции женщины экс-дворянского сословия зарабатывали себе рукоделием на жизнь, владея уникальными для советского общества навыками шитья и конструирования без выкройки. Кроме того, царские портнихи имели ценные запасы тканей, лент, пуговиц, кружев. Массово перешивались дореволюционные туалеты, из-за чего в России почти не осталось оригинальных образцов винтажной одежды.
Ну а вообще подход к моде с царских времён до СССР сильно изменился. Если раньше в почёте была полнота, то после уже мыщцы и подтянутый живот.