Путешествие Афанасия Никитина
Первым, кто из русских исследователей попал в Индию, стал тверской купец Афанасий Никитин. В 1466-м с товаром в долг он отправился по Волге вниз. Когда его ограбили астраханские татары, купец решил не возвращаться домой, рискуя угодить за долг в тюрьму. Через Дербент, Баку и Персидский залив он отплыл в Индию. Этот край поразил Никитина. В своем дневнике он описывал разодетых темнокожих жителей, их обычаи, тамошнюю растительность и животных.
Путешественник с интересом изучал языки чужой страны, приспосабливаясь к местным обычаям. Поэтому его хорошо принимали по всей Индии и даже предлагали принять «басурманскую» веру и остаться навсегда. Но патриотично настроенный Никитин скучал по дому и все же вернулся с массой путевых заметок в Россию. Его дневники много раз переписывались, долгое время являясь единственным источником сведений о далекой стране. Тем не менее другие купцы к индийским берегам не спешили. Торговые интересы русских в то время ограничивались северным и восточным направлениями, откуда, в основном, вывозили пушнину для продажи Западной Европе.
Русско-индийские торговые связи
С расширением сухопутной торговли Индии с новыми странами на основных караванных путях образовались поселения индийских купцов. Сначала они обосновались в Афганистане и Иране, затем в Средней Азии, Закавказье и Астрахани. Поднимаясь по Волге до Ярославля, индийцы торговали с Москвой. На заре 17 века компания купцов Астрахани обратились к Петру I за разрешением транзитной торговли с Китаем через Россию. Развитие торговых отношений создало почву для установления дипотношений Индии и России.
В 1675-м русские отправили ко двору падишаха Аурангзеба московского посланца с царской грамотой, предлагавшей установить постоянные связи. Кроме того, на царскую службу привлекли индийских каменных дел мастеров. Но в соседнем Кабуле на тот момент вспыхнуло восстание, и в качестве предосторожности падишах закрыл границу, не допустив гостей. Тогда через 20 лет попытать счастья в Индию отправился купец Семен Маленький, доставивший грамоту с просьбой на продажу царских товаров и закупку местных. Индийский лидер принял купца, разрешив беспошлинную торговлю. Пробыв в Индии несколько лет, Маленький вернулся в Москву с огромным грузом из индийских товаров. После превращения Индии в британскую колонию сотрудничество России с индусами прервалось.
Дружба Толстого и Ганди
Русский классик Лев Толстой был известен еще и как мыслитель, основавший религиозно-нравственное течение — толстовство. Последователи этого философского направления встречались по всему миру. Среди приверженцев идей ненасилия, любви и нравственного совершенствования был и Махатма Ганди. В России той эпохи считалось нездоровым отказаться от оружия, мяса, алкоголя и табака. А вот в Индии таким правилам традиционно следовали от мала до велика. Именно эти нравственные позиции и превратились в предмет продолжительной переписки мыслителей. Лично Толстой и Ганди так и не встречались, но содержание их писем свидетельствует о большом влиянии писателя из России на взгляды духовного лидера Индии.
По мотивам переписки российским документалистом Евтушенко снят кинофильм «Лев Толстой и Махатма Ганди». Режиссер использовала редкую историческую хронику, погружая зрителей в начало ХХ века и малоизвестные истории жизней Льва Толстого и Махатмы Ганди.
После прочтения книги Толстого «Царство божие внутри вас» Ганди признавался, что работа Льва Николаевича потрясла его настолько, что предыдущие сотни прочитанных книг показались ничтожными. Русский же классик, в свою очередь, писал, что деятельность Махатмы является самым центральным и важным из всех дел в мире. Придерживаясь полвека мещанского образа жизни, к 50-ти Толстой осознал пустоту материальных вещей, начав поиск истинного смысла жизни в духовном. Обратившись на старте к религии, он пришел к поиску всеобщей любви. Лев Николаевич винил во всех мирских бедах насилие, породив теорию «непротивления злу насилием». Махатма Ганди, противостоящий расовой дискриминации, формулировал тот же принцип. Он ввел в культуру термин «ахимса», обозначавший все то же «ненасилие». Духовный учитель — именно так в своих мемуарах «отец индийской нации» называл Толстого.
Культ Ленина в Индии
Ближе к 20 веку в Индии появились философы, считавшие необходимым строить общество социального равенства и справедливости. В симбиозе с религией эти идеи перекликались с марксистко-ленинской теорией. Оттуда и пришел термин "ведический социализм". В 1926-м Ленина назвали "махатмой", а советскому правительству передали ценные дары. Когда же позднее в СССР заговорили о выносе тела Ленина из мавзолея, первыми негодовали индийские коммунисты. В 1955 году сформировались дружественные взаимоотношения Москвы и Дели на правительственном уровне. После визита в Советский Союз премьер-министра Джавахарлала Неру, состоялась ответная поездка Никиты Хрущева.
Пребывая в Индии, он заявил, что Москва поддерживает индийский суверенитет над спорным Кашмирским регионом и португальским анклавом Гоа. Вскоре СССР предоставил существенную военную и экономическую помощь, и к 1960-му Дели уже получал советской помощи даже больше, чем Китай. Это вскоре внесло раздор в китайско-советскую дружбу. В 1962-м Советский Союз передал Индии технологию производства МиГ-21. А в 1965-м Москва успешно выступала в качестве миротворческого посредника между Пакистаном и Индией после пограничной индийско-пакистанской войны. Председатель Совмина СССР Алексей Косыгин провел несколько встреч с представителями обоих государств и поспособствовал договоренностям о прекращении вооруженного конфликта из-за Кашмира.