Кредония Мверинда и культ Судного дня
250
просмотров
Как проститутка из Уганды с расстройством психики провозгласила себя мессией и заставила тысячи людей ждать апокалипсиса.

17 марта 2000 года больше 500 человек собралось в небольшом городке Канунгу в 320 километрах от столицы Уганды. Присутствовавшие закатили шумную вечеринку: зажарили трёх быков и выпили десятки литров разных напитков — правда, исключительно безалкогольных. После этого участники пиршества проследовали в странный дом: все окна и двери в нём были заколочены. Единственный вход, через который люди зашли, также перегородили.

Через несколько минут жители соседних деревень услышали громкий взрыв, затем увидели зарево сильного пожара. Все те, кто оказались внутри большого дома, сгорели заживо. Это был последний день существования секты «Движение за возрождение десяти заповедей Бога».

Сектантская ферма

«Движение за возрождение десяти заповедей Бога» основала в 1989 году проститутка из Уганды Кредония Мверинда. Она рассказала, что впала в транс на некой священной горе, и ей явилась Дева Мария, которая напомнила — люди должны беспрекословно следовать десяти божественным заповедям. Впрочем, к этому тезису Мверинда примешала ещё много своих собственных убеждений. Как ни странно, ей удалось без большого труда найти первых адептов — за ними потянулись другие. Все они переехали на ферму к одному из участников движения.

Новоприбывшие, по всей вероятности, не знали, что на протяжении нескольких лет Мверинда наблюдалась в местной психиатрической лечебнице — медики диагностировали у неё симптомы маниакальной депрессии и мании величия. В какой-то момент Мверинда просто перестала посещать больницу, а врачи про неё благополучно позабыли.

Иди Амин.

Успех секты — а именно так её называют специалисты — во многом обеспечила экономическая и политическая ситуация в Уганде в конце 20 века: дело в том, что страна пережила правление сумасшедшего диктатора Иди Амина, тяжелейшую эпидемию СПИДа и масштабные этнические чистки. Местное население жило в страхе и в нищете, а Мверинда обещала избавить их от этих сложностей. Ключевая идея создательницы секты строилась вокруг апокалипсиса.

Мверинда предвещала скорый конец мира и настаивала на том, что спастись сможет только тот, кто строго соблюдает заповеди Христа. За этим внутри секты действительно рьяно следили: члены движения настолько боялись нарушить девятую заповедь («Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего»), что старались вообще не разговаривать. Были на ферме даже специальные дни, в которые общаться разрешалось только на языке жестов.

Кроме того, сектанты были очень ограничены в еде — они соблюдали пост, а в некоторые дни были обязаны есть всего лишь один раз. Адепты не имели права заниматься сексом, также под запрет по каким-то причинам попало мыло — пользоваться им было нельзя.

«Небесные посетители»

Со временем внутри движения появились собственные «провидцы»: главным из них стала как раз Мверинда — у неё, как считали участники движения, проходили регулярные сессии общения с Девой Марией. В подчинении бывшей проститутки был озлобленный на церковь бывший католический священник Доминик Катарибабо. Антураж фермы, на которую переехали сектанты, тоже напоминал убранство церкви: на видных местах, например, повсюду стояли иконы. Несмотря на это, фактически никакой связи с официальной церковью движение не поддерживало.

Правительство Уганды даже зарегистрировало секту Мверинды как некоммерческую организацию — чиновники впоследствии утверждали, что им не было известно о диагнозе основательницы движения.

Холмы возле города Канунгу.

Порядки на ферме были невероятно жёсткими: все адепты проводили целые часы в молитвах, при этом их детей Мверинда забрала в отдельное помещение — если быть точнее, обычный сарай — на перевоспитание. Никакой медицинской помощи детям не оказывалось, поэтому они часто страдали от тяжёлых болезней, некоторым приходилось несладко и без них — несовершеннолетних кормили ещё хуже, чем взрослых.

За неповиновение в секте наказывали: так, известен случай, когда жена Катарибабо заподозрила своего мужа в супружеской измене. В ответ на это Мверинда жестоко избила её, а затем сожгла всё её имущество. При этом Катарибабо, естественно, переехал в комнату Мверинды и стал «вместе с ней принимать небесных посетителей». Кроме того, в распоряжении основательницы секты была целая группа охранников, которые именовались «благословенные Божии» — за любое непослушание они били членов секты.

До некоторых пор адепты причисляли себя к католикам, пока однажды Епископ Джон Бэптист Кабуки не предал участников движения анафеме. Впрочем, жители фермы не растерялись и провозгласили новым епископом Катарибабо, который жил вместе с ними.

В ожидании апокалипсиса

Суровые условия жизни Мверинда объясняла тем, что грядёт конец всего мира, однако некоторые приверженцы её идеологии стали спрашивать, когда же он настанет. Основательнице секты пришлось придумать первую дату: она заявила, что апокалипсис грядёт 9 мая 1995 года. Впрочем, потом дата конца света изменилась: теперь это было 31 декабря 1999 года — последний день второго тысячелетия.

Приближения этого числа сектантам пришлось ждать довольно долго, за это время у первых адептов, которые спонсировали секту, иссякли деньги, поэтому Мверинда заставила всех членов движения продать всё ценное имущество для того, чтобы продолжить следовать её учению в прежнем формате. Спасутся, как говорила Мверинда, только те, кто будет с ней до самого конца — своё движение она представляла новым Ноевым ковчегом. Согласно её теории, пережить апокалипсис могли только те, кто жил в соответствии с заповедями Иисуса Христа. Себя же она в полном смысле считала «наместницей» Божьей Матери.

Члены секты Мверинды

После того, как Мверинда получила деньги от членов движения, она развернула настоящую систему вербовки: для нужд секты даже была построена собственная школа. Согласно официальным документам, которые подали правительству Уганды, к концу 1990-х годов в секте состояло практически пять тысяч человек. В 1998 организация столкнулась с трудностями: местные газеты написали, что секту закрыло правительство, в качестве причины назвав жуткую антисанитарию и использование детского труда. Несмотря на это, в скором времени движение возобновило свою работу — опять-таки на легальных основаниях. Между тем, дата предполагаемого апокалипсиса всё приближалась.

«В следующем году наступит конец света. Нельзя терять время. Некоторые из наших лидеров говорят напрямую с Богом. В любую минуту, когда наступит конец, каждый верующий, который окажется в ещё неизвестном месте, будет спасен», — говорил в интервью местной газете подросток, который состоял в секте Мверинды.

Конца света не случилось

Когда дата, на которую был запланирован апокалипсис, всё-таки настала, ровным счётом ничего не произошло. Наступил 2000-й год, мир продолжил существовать как ни в чем не бывало. У адептов Мверинды возникли закономерные вопросы — некоторые стали даже покидать движение, разочаровавшись в главной провидице. Тогда Мверинда назвала новую дату: теперь ждать нужно было недолго, конец света должен был наступить уже 17 марта того же года.

Мверинда отвлекла всех последователей культа бесконечными молитвами: она утверждала, что тот, кто не будет молиться к моменту конца света, будет уничтожен наравне с неверующими. За это время основательница секты распродала фактически всё имущество своих адептов.

Долина в Уганде недалеко от того места, где произошла трагедия.

17 марта Мверинда со своими ближайшими сподвижниками устроила то самое пиршество. Она говорила, что теперь конец света будет окончательным, встречать его требовалось с определёнными церемониями. Когда все адепты наелись, их отвели молиться в сектантскую церковь. Пока «прихожане» были заняты молитвами, руководители движения облили здание сотней галлонов бензина и уложили взрывчатые вещества — впоследствии удалось выяснить, что они купили всё это в магазине неподалёку.

Все 530 человек, которые находились в здании, погибли. Прибывшие на место полицейские сначала предположили, что речь идёт о массовом ритуальном самоубийстве, однако вскоре стало понятно, что они ошибаются. На юге Уганды, где действовала органзиации, за несколько дней нашли сотни трупов: шесть человек зарубили топором прямо в доме Мверинда, 80 трупов нашли закопанными в общей могиле, несколько десятков тел — в саду Катарибабы. Некоторых людей убили за несколько недель до предсказанного Апокалипсиса.

Среди тех, кто входил в секту, практически не было выживших: исключение составила сама Мверинда — исследователи считают, что она осталась в живых и уехала на север страны. По всей вероятности, она похитила все деньги, которые за эти годы смогли собрать с адептов её культа.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится