«Крестный ход в Курской губернии»: о каких российских проблемах XIX века рассказывает картина Ильи Репина
1,034
просмотров
Илья Репин, пожалуй, самый знаковый и известный русский художник-реалист. Он писал: «Окружающая жизнь очень беспокоит и не дает мне покоя. Она просит запечатлеть ее на холсте». Это объясняет, почему большинство его работ представляют собой социальные комментарии под видом искусства. Его большая работа «Крестный ход в Курской губернии», написанная с 1880 по 1883 год, изображает сбившуюся в кучу и бурлящую массу, присутствующую на ежегодном крестном ходе.

О художнике

Илья Репин родился в Чугуеве, городе в Харьковской губернии. Примерно в одиннадцать лет мать художника отправила сына в военно-топографическую школу. Там он научился каллиграфии и рисованию карт. Спустя два года школу закрыли, и Репин начал учиться у местного иконописца Ивана Бунакова. Город Чугуев издавна являлся центром иконописи, что давало Илье множество возможностей для обучения. В 1859 году, в возрасте 15 лет, Репин стал полноправным мастером иконописи. К 1861 году Репин присоединился к команде иконописцев, и начал путешествовать по области, украшая церкви своими творениями.

Работы Репина: Портрет Ефима Васильевича Репина. 1879 / Портрет Татьяны Степановны Репиной. 1867

В 1863 году Репин отправился в Санкт-Петербург, где хотел поступить в Императорскую академию. 1 ноября 1863 года художник прибыл в Петербург, имея в кармане 50 рублей и... огромный талант, позже воплотившийся в великих шедеврах художника. Его первая поступить в Академию провалилась и ему предложили поступить в школу Ивана Крамского «Общество поощрения художников». Школа Крамского, открытая для всех, кто проявил некоторые способности, предлагала три вечерних урока в неделю за 3 рубля в год. В сентябре 1863 года он уже числился студентом Академии, успешно сдав экзамены.
Работы Репина часто упоминаются в связи с «Передвижниками», группой художников, которые выставляли свои работы, явно русские по характеру, по всей стране. Репин, однако, присоединился к движению только в 1878 году, через восемь лет после его основания, когда он прочно утвердился в репутации одного из ведущих художников своего поколения.

Фотографии Ильи Репина

На протяжении всей своей карьеры Репина тянуло к простому народу, частью которого и был сам. Его крупномасштабная картина «Крестный ход в Курской губернии » (1880–1883) считается одним из его величайших шедевров и отражает социальные классы России и напряженность, которая их разделяла - очень насущная и болезненная тема для художника.
В характере художника прослеживалась и противоречивость, которая нашла свое отражение в творчестве: с одной стороны, он создавал шедевры, ориентированные на простых людей, а с другой, создавал ряд замечательных портретов русских интеллектуалов и исторических картин, демонстрирующих симпатию к правящей элите. В 1892 году Репин вернулся в Императорскую академию, впоследствии став ректором.

В 1883 году Репин завершил одну из своих самых психологически насыщенных картин, основанную на истории Ивана Грозного, убившего своего сына. На этом полотне изображен испуганный Иван, обнимающий своего умирающего сына, которого он только что смертельно ранил в неконтролируемом приступе ярости. Репин посвятил эту картину царю Александру II, который был убит в 1881 году группой, принадлежащей реформаторскому движению. Этой картиной Репин словно предупредил: «Будь осторожен со своими эмоциями ярости. Иначе ты можешь в конечном итоге принести больше вреда, чем пользы».
После революции 1917 года Репин переехал в свой загородный дом в Финляндии и больше не вернулся в Санкт-Петербург. Его последней картиной было веселое полотно под названием «Гопак», основанное на украинской теме. В 1930 году Илья Репин скончался в своем доме в Финляндии.

«Крестный ход в Курской губернии»

Стены Третьяковской галереи украшает великая картина Репина. Это его произведение 1883 года «Крестный ход в Курской губернии». Как и «Бурлаки на Волге», это монументальная работа имеет размеры 175 × 280 см. Изображен ежегодный крестный ход в честь Курской иконы Божией Матери, во время которого знаменитую икону Курскую Богородицу переносят за 25 километров от Коренного монастыря на юг до Курска.

И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1883 (фрагмент)

Группа православных священников в рясах несут икону Курской иконы Божией Матери. За ними идет группа верующих: крестьяне, нищие, военные, полицейские и представители провинциальной элиты. Это саркастическое произведение искусства, отражающее предполагаемые злоупотребления со стороны государства и церкви. Картину сопровождает пыльный пустынный пейзаж.

Герои картины

Икона изображена под позолоченным куполом с разноцветными лентами. Свет многих свечей внутри витрины мерцает, отражаясь от золотой крышки иконы. Риза - это металлическая крышка, защищающая икону. Слева видна шеренга крестьян, держащихся за руки, чтобы не дать толпе подойти слишком близко к иконе.

За алтарем две женщины с мрачными лицами несут пустой ящик, в котором обычно находится алтарь. Их благочестивое смирение контрастирует с раздутыми и неповоротливыми фигурами помещика и его жены, которые держат мерцающую золотую икону.

И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1883 (фрагмент)

Ирония мастера очевидна. Фигура священника выглядит совсем не святой. Его золотое облачение и напыщенный вид не внушают доверия и ВЕРЫ. Кстати, он единственный герой сюжета, который смотрит прямо на зрителя. Он решительно движется вперед.

Еще один активный герой картины – мужчина, который жестоко наставляет горбуна. Тень от его хлыста отбрасывает тень на песок. Интересно, что в глазах юноши – не грусть или печаль. В них отражается решительное стремление изменить ситуацию. Молодой человек показан чутким, достойным и лишенным сентиментальности. Для него икона может означать спасение. Для него жизнь не может стать хуже реальности, и для него это шествие – надежда на лучшее существование. Можно сравнить его изображение с позой кавалерийского офицера верхом на коне, источающего своего рода ханжеское благочестие.

И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1883

Во второй половине XIX века крестьяне часто были сентиментальны, но Репин явно презирал эту тенденцию, которую он, к своему раздражению, находил в трудах пожилого Толстого. Говоря о крестьянине, Репин писал: «Сойти на минуту в эту тьму и сказать: «Я с тобой» - это лицемерие. Вечно валяться с ними - бессмысленная жертва. Поднять их, поднять их до своего уровня, дать жизнь - это подвиг!».

Личная боль художника и социальные проблемы

Репин начал написание своей первой версии шествия в 1876 году, вскоре после своего возвращения из трехлетнего пребывания во Франции и Италии. Возможно, этот опыт других культур обострил его собственное чувство несправедливости. Выбор темы, безусловно, был основан на глубоком чувстве личной боли о крестьянской жизни. К 1883 году эта тема превратилась в суровую хронику современной жизни, охватывающую различные слои российского общества. Хотя толпа идет общим путем, она кажется движимой бессердечной властью. Конная полиция и духовенство, которые сердито смотрят на бедных или смотрят, не обращая внимания на их страдания, представлены как издевательства и тщеславие.
Воспоминания о детстве Репина во многом повлияли на написание полотна. Будучи молодым иконописцем, он стал свидетелем многих крестных ходов в деревне, где он вырос. Тем не менее, это не религиозная картина. Вместо того, чтобы создавать образ ликования, Репин больше озабочен психологией личности и самой толпы, на которую, несомненно, повлияли массовые сцены Курбе и Мане, чьими работами он очень восхищался.

Инфографика: герои картины Репина (1)
Инфографика: герои картины Репина (2)

Помимо церкви, государства и армии, средний слой крестьянства также был подвержен угнетению в рамках своих социальных слоев, класс крестьян делился на несколько подразделов: те, кто умел читать, и те, кто не умел, те, у кого был скот и те, у кого его не было, и так далее, и так далее. Репин мастерски изобразил эти противоречия на полотне.

Что интересно в шествии, так это то, что в сообществе собрано большое количество людей разного социального положения. Он, изображая, как люди одеты, подчеркивает разницу в их социальном статусе и подчеркивает неравенство в жизни. Некоторые из них в лохмотьях, а другие в богатых кафтанах. Безусловно, талантливый художник Репин смог в столь монументальной работе отразить психологические портреты большинства героев процессии.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится