Легенда об Уленшпигеле и габсбургские Нидерланды
464
просмотров
Легенда о Тиле Уленшпигеле, которая вновь обрела популярность благодаря Шарлю де Костеру, повествует о непростом периоде в истории Нидерландов XVI века.

Шарль де Костер и легенда о Тиле Уленшпигеле

В закромах фольклора и народной культуры Западной Европы хранилось немало сюжетов и персонажей, которые со временем обретали новую жизнь и не теряли своей актуальности. Один из богатейших регионов Европы в своей бурной городской жизни «породил» весёлого и хитрого сына угольщика Тиля Уленшпигеля. Фландрия была знаменита своими обширными пастбищами, небольшими деревеньками и торговыми городами, в которых протекала вся жизнь региона. Рыночные площади и порты стали средоточием всех сокровищ этой области — золото, серебро, меха, пряности, войлочная кожа, вино, мясо, шёлк, зерно, горох, ковры, гобелены, бархат и многое другое стекалось именно туда.

Изображение Уленшпигеля из первых изданий легенд.

Считается, что первое анонимное издание легенды о похождениях ловкого и весёлого Тиля Уленшпигеля относится к последней четверти XV столетия. Корни этой истории уходят корнями в немецкие шванки. Уже в 1520 году истории о нём были переведены на французский и голландский языки (того времени). Образ шута из простого народа, который утёр нос толстосумам и князьям, становится популярным на фоне событий в Европе: бунты простолюдинов, Крестьянская война в Германии 1524−1525 годов и, конечно же, война за независимость Нидерландов. Именно драматические события этой долгой и изнурительной борьбы провинций с испанской метрополией дали простор для превращения легенды о Тиле Уленшпигеле в настоящее литературное произведение.

Уленшпигель 1515 года.

Житель Бельгии, скромняга-учёный и литератор XIX века, высокий и светловолосый фламандец Шарль де Костер проделал серьёзную работу над тем, чтобы «подарить жизнь» герою народных легенд. Будучи служащим Бельгийского государственного архива, писатель изучил много любопытных документов, которые подтолкнули его на создание романа о похождениях Тиля Уленшпигеля. В 1867 году произведение Шарля де Костера наконец увидело свет. «Социальность» книги сразу бросалась в глаза: автор выставлял господ и богачей в отрицательном свете, из-за чего критики не восприняли эту его работу. Обращаясь к событиям прошлого, Костер бунтовал против устоев настоящего: бельгийская элита не принимала его творение, а популярность к писателю пришла лишь только после смерти.

Шарль де Костер.

Фландрия, Габсбургские Нидерланды: родина Тиля Уленшпигеля

Как уже упоминалось ранее, земля, которая породила Тиля Уленшпигеля, была довольно богатой и бурно развивающейся. Окончательно с 1482 года, после распада Бургундского герцогства, Нидерланды благодаря ловкой династической комбинации стали «жемчужиной в короне Габсбургов». Там появился на свет будущий император Карл V и именно в этой земле творили знаменитые живописцы и гуманисты: Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Эразм Роттердамский. Реформация, безусловно, оказала сильное влияние на интеллектуальную жизнь региона. Хоть император в первой половине XVI века укреплял Нидерланды, присоединяя к своим владениям соседние земли, особого внимания Карл V землям Фландрии не уделял. Вся власть была делегирована генеральному статхаудеру из правящей династии.

Уленшпигель в доме.

После отречения Карла V Нидерланды перешли под власть испанской короны во главе с королём Филиппом II. С его приходом испанского монарха налоговое бремя стало более ощутимым для жителей Нидерландов, а распространение нового вероучения только злило набожного короля. Церковь усиливала контроль за этим регионом, а корыстные и податливые доносчики на еретиков давали почву для развёртывания серьёзной инквизиционной компании. В таких условиях зрела война за независимость Нидерландов, которая разразилась в 1568 году.

Легенда о Тиле Уленшпигеле: образы

Отправной точкой истории Шарля де Костера становиться дата 21 мая 1527 года: в этот день родился Тиль Уленшпигель, добрый и весёлый мальчуган, и его протагонист — жестокий и грубый выродок, принц Филипп (будущий король Испании). Отцом Уленшпигеля был угольщик Клаас, который в последствии стал жертвой доносчиков и попал на костёр. Когда мать и отец главного героя ушли в мир иной, Тиль отправился в долгий путь вместе со своим товарищем брюхатым Ламме Гудзаком чтобы наказать церковников, вороватых чиновников и грабительской власти короля. «Желая очистить нас от ереси, они вводят инквизицию, но это слабительное действует не на наши души, а на наши кошельки» — эта фраза прекрасно показывает отношение героев к происходящей компании церкви в Нидерландах. Оказав помощь восставшим гёзам и расправившись с неприятелем, Тиль начинает спокойную жизнь со своей возлюбленной Нелле.

Легенда о Тиле Уленшпигеле в кино: Лембит Ульфсак и Евгений Леонов.

Так или иначе, герои прекрасно олицетворяют дух родной земли. Тиль — свободолюбивый и ловкий представитель народа Фландрии, Нелле — его любовь, выпивоха Ламме Гудзак — «сытое брюхо» богатого региона. Отрицательные персонажи — Карл V и Филипп II в целом предстают в очень неприглядном цвете. Встречаются очень занятные пассажи вроде этого: «В этот день король Филипп объелся пирожным и потому был ещё мрачен, чем обыкновенно. Он играл на своём клавесине — ящике, где были заперты кошки, головы которых торчали из круглых дыр над клавишами. Когда король ударял по клавише, она в свою очередь ударяла иглой по кошке, а животное мяукало и визжало от боли».

Кадр из фильма «Легенда о Тиле».

Хотя за скобками героического романа остались шутки Уленшпигеля, которые дошли до нас из немецких шванков. Например, как-то он распорол живот лошади и распотрошил его, чтобы залезть туда и как бы оказаться в доме с 4 стенами (вместо опор были копыта, соответственно). Повеселив тем самым герцога, он сказал, обращаясь к мёртвой лошади: «Спасибо тебе, лошадка, ты помогла мне и спасла мне жизнь… Отныне покойся здесь. Тебя сожрет воронье — это лучше, чем если бы склевали меня». Также Уленшпигель соревновался в поедании собственных фекалий с шутом польского короля, который в итоге проиграл это состязание. Тиль выигрывает бочку пива на празднике, соблазняет пятнадцатилетнюю дворянку, клянчит деньги у хозяйки за то, что ел за троих ведь это сложная работа, а также мошенническим образом добывает тысячу гульденов, обманывая евреев продав им собственное дерьмо под видом целебных ягод.

Следует сказать, что Шарль де Костер проделал серьёзную работу по превращению плута и балагура, любимца бюргеров в народного героя, образ которого пользовался популярностью в советском кинематографе и театральном искусстве.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится