Лотто и Италия эпохи Высокого Возрождения
Лоренцо Лотто родился в 1480 году. Итальянское искусство в те времена вступало в эпоху Высокого Возрождения. Основное направление в живописи определяли венецианские художники, а жители материковой Италии стремились в этот город, чтобы перенять манеру именитых мастеров и найти выражение и признание своему таланту.
Несмотря на то, что Лотто посчастливилось провести детство и юность в Венеции, получив там и художественное образование, венецианским художником он в некотором смысле так и не стал.
Стиль живописи Лотто, уже в начале его карьеры отличавшийся самобытностью, формировался под влиянием уже признанных мастеров, таких как Беллини и позже – Джорджоне. Непосредственно учителем Лотто считается Альвизе Виварини, в истории живописи занимающий довольно скромное место. Но куда большее воздействие на творчество молодого художника оказали работы Альбрехта Дюрера, как и личное с ним знакомство.
Первый большой заказ Лотто получил в возрасте двадцати трех лет в Тревизо, куда он отправился выполнить портрет епископа Бернардо ди Росси. К портрету художник создал второе полотно, «крышку», на котором изобразил «Аллегорию добродетели и порока». На первый взгляд содержащая отвлеченный сюжет, композиция имела прямое отношение к заказчику портрета: например, разрушенное дерево символизировало род де Росси, в то время находившийся на грани угасания и раздираемый противоречиями между отдельными его ветвями.
Неподалеку от Тревизо, в Тивероне, Лотто создал алтарь небольшой церкви Св. Кристины. Самым успешным и плодотворным считается период жизни художника в области Марке в Центральной Италии – той, где расположены города Анкона, Реканати, Ези, Лорето. В настоящее время во многих храмах этой местности можно найти работы Лотто – в то время как в больших музеях мира их количество весьма невелико. Мастер побывал и в Риме, где в 1509 году по заказу папы Юлия II выполнял роспись интерьеров Ватиканского дворца. Много картин Лотто создал в Бергамо, где писал портреты состоятельных горожан.
Продолжая путешествовать по разным провинциям Италии, Лотто часто брался за выполнение заказов – как украшение интерьеров храмов, так и создание портретов. Выбиваясь из привычных для того времени канонов живописи, Лоренцо Лотто не пользовался безоговорочным признанием, которое приобрели другие венецианцы, и в первую очередь Тициан. Кроме того, работа в Венеции требовала от художника качеств, которые противоречили натуре Лотто: умения добиться покровительства богатых меценатов, угождать именитым мастерам, соблюдать определенные стандарты живописи.
Уникальный стиль Лоренцо Лотто
Ориентируясь на философию и ориентиры античного искусства, венецианские живописцы создавали идеализированные, возвышенные образы. Лотто же, будучи человеком глубоко верующим, тревожным, эмоциональным, в своих работах подчеркивал человеческую сущность персонажей, вовлекал в происходящее на холсте и зрителя, порой вопреки канонам обращая на него взгляды святых, как на картине, носящей название «Мадонна с четырьмя святыми».
Портреты кисти Лоренцо Лотто отличаются особой глубиной, содержат отражение внутреннего мира персонажа. Мастер не льстит модели, а передает – с помощью выражения лица, взгляда, фона, атрибутов, к которым художник всегда подходил с большой тщательностью, – истинный психологический облик человека, а зачастую и личное свое отношение.
Почти на всех работах Лотто встречается пейзаж, которому уделял немалое внимание. На картине «Мистическое обручение Св. Екатерины» за изображением парапета с накинутым на него ковром большое прямоугольное пространство замазано темной краской. Это следы старинного вандализма. В 1527 году некий французский солдат, впечатленный красотой вида Синая на картине, вырезал кусок холста для своей личной коллекции. Ни имени этого человека, ни точных сведений о том, как выглядела утраченная часть картины, история не сохранила.
Лотто уделял много внимания деталям – такие предметы, как книги, цветы, раковины, украшения и аксессуары, помогали, по мнению художника, передать настроение и эмоциональный фон происходящего на полотне и точнее изобразить характер человека, изображенного на картине. Работы Лотто можно узнать по тщательной проработке складок тканей, драпировки, сочетанию насыщенного синего, красного, желтого и зеленого цветов.
Его художественный стиль настолько самобытен, что позволяет сделать выводы об авторстве даже при отсутствии подписи на картине, как это произошло с работой, которая носит сейчас название «Мадонна делле грацие». Картина попала в собрание Эрмитажа в двадцатые годы XX века из частной коллекции. Примерная датировка была установлена – XVI век, принадлежность одному из итальянских мастеров также не подлежала сомнению. Темный занавес, на фоне которого были изображены Мадонна с младенцем, оказался, после инфракрасного и рентгеновского исследования, позднейшим закрашиванием написанных ранее фигур трех ангелов. Заподозрив по высокому уровню мастерства принадлежность работы кисти Лоренцо Лотто, искусствоведы после изучения его записей сделали вывод, что картина была создана им в 1542 году.
Наследие Лоренцо Лотто и его место в истории искусства
Лотто оставил после себя не только более сотни живописных работ, но и личную корреспонденцию, а также так называемую «Книгу счетов», которую он вел с 1538 года и куда записывал все поступившие и потраченные деньги. Благодаря этой книге и стало возможным устанавливать авторство его картин, обнаруженных без подписи и других опознавательных знаков. Из записей известно, что на некоторые время художник пытался обосноваться в Венеции, снимая жилье у своего родственника Марио д’Армана и его дочери Лукреции.
Тем не менее с 70 лет Лоренцо Лотто стал послушником доминиканского монастыря Санта Каза в Лорето, для которого уже выполнял ряд заказов во время своих путешествий по Италии. До конца жизни Лотто отличался строгой самодисциплиной, набожностью, страдал от отсутствия признания и вообще с трудом находил общий язык с людьми. Художник умер в монастыре в возрасте около 77 лет. Вероятно, последней работой Лотто стало "Принесение во храм".
Особый стиль живописи Лотто и большая конкуренция со стороны художников-итальянцев на несколько веков сделали его практически неизвестным широкой публике. Славу творческому наследию Лоренцо Лотто принесли работы искусствоведа Бернарда Беренсона, который в конце XIX века заново открыл миру этого художника. В 1953 году в Италии состоялась крупная выставка его произведений.
По мнению исследователей живописи Лотто, если бы искусство Венеции пошло вслед за этим художником, оно развивалось бы по пути не к Тинторетто, а к Рембрандту. Действительно, с Северным Возрождением картины венецианца роднит многое, что не отменяет ни уникальный стиль, ни особое место, которое они занимают в искусстве Ренессанса.