Луначарский: интеллигент среди большевиков
674
просмотров
Первый нарком просвещения Луначарский был одной из самых противоречивых фигур в ленинском руководстве.

Молодой революционер

Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве в 1875 году. Незаконнорожденный, он был обязан своей фамилией отчиму Василию Луначарскому. По любопытному стечению обстоятельств тот тоже родился вне брака, и его фамилия представляла собой видоизмененный вариант фамилии настоящего отца, помещика Николая Чарнолусского.

Марксистской философией Луначарский увлекся в гимназии и уже в 17 лет организовал нелегальную группу, в которую вошли более двухсот гимназистов, придерживающихся социал-демократических взглядов. Одновременно с этим Луначарский вел активную агитацию среди киевских рабочих и ремесленников. Активные выступления начинающего революционера против самодержавия не прошли бесследно. В аттестате Луначарскому занизили оценку по поведению, и после этого ему уже был заказан доступ в столичные вузы.

Луначарский продолжил обучение в Цюрихском университете. Там он изучал естествознание и математику и занимался философией под руководством университетского профессора и швейцарского философа Р. Авенариуса. Швейцария была прибежищем для многих революционеров, скрывавшихся от преследования на родине. Благодаря этому Луначарскому удалось сблизиться с членами марксистской организации «Освобождение труда», в которую входили известные идеологи и деятели революции Павел Аксельрод, Вера Засулич, Лев Дейч и Петр Лавров. Встреча с Георгием Плехановым заметно повлияла на формирование политических и философских взглядов молодого революционера.

В 1898 году Луначарский приехал в Москву, где принял участие в восстановлении разрушенного после серии арестов Московского комитета РСДРП. Жизнь Луначарского в начале 1900-х гг. представляла череду обысков, арестов и ссылок. Несмотря на это, Луначарский не собирался прекращать агитировать за революцию. Параллельно в различных российских периодических изданиях начали выходить его критические работы. В 1904 году опубликован первый теоретический труд Луначарского «Основы позитивной эстетики».

Луначарский А. В. Таганская тюрьма, 1899 год.

Блестящий оратор, интеллектуал, ленинец

Спасаясь от очередного полицейского преследования, в 1904 году революционер уехал из страны. Ленин и его соратники с нетерпением ждали Луначарского в Женеве, где планировали приступить к изданию новых большевистских газет. Однако сам Анатолий Васильевич не спешил покидать Париж. За эту выходку Луначарский получил от Ленина и его жены прозвище «Миноносец Легкомысленный». Впоследствии, убедившись в высоком ораторском мастерстве Луначарского, они изменят мнение о нем. Так, Крупская сравнит его убедительные и напористые речи с ходом идущего в бой миноносца.

Примечательно, что после раскола в РСДРП Луначарский поначалу не знал, чью сторону ему стоит принять. Он был сторонником примирения с меньшевиками и поддерживал их более умеренные, эволюционистские взгляды на природу революции и взаимоотношений внутри партии. Позднее он попал под сильное влияние Ленина и все-таки решил присоединиться к фракции большевиков.

С будущим вождем революции у Луначарского установились доверительные отношения. Ленин особенно ценил его за ответственность и исполнительность и считал его на редкость щедро одаренным человеком. Действительно, познания Луначарского далеко не ограничивались естественными науками и марксистской философией. Он обладал выдающимися интеллектуальными способностями, был эрудирован, владел по меньшей мере пятью европейскими языками.

Идейные поиски Луначарского

В 1905 году Луначарский по вызову Ленина напрямую из Флоренции отправляется в охваченную революционными восстаниями Россию. Он работает в легальной большевистской газете «Новая жизнь», параллельно ведя агитацию и занимаясь литературой. Теоретические работы, написанные Луначарским в годы первой русской революции, во многом предвосхитили будущую культурную политику Советского Союза. Луначарского особенно волновали вопросы, связанные с разработкой пролетарской эстетики, которая сплотила бы рабочих и удовлетворила их своеобразным художественным вкусам.

После поражения революции Луначарский в своих идейных воззрениях отдалился от большевизма и стал развивать концепцию богостроительства, пытаясь создать своего рода сплав марксизма с христианством. Согласно ей, бог — это верховная общемировая сущность, которую можно построить при помощи коллективного труда. Луначарский и другие богостроители — А. Богданов, В. Базаров и М. Горький — продвигали концепцию в печати. Эти идеи вызвали резкое неприятие Ленина: он считал, что они абсолютно несовместимы с марксистским учением.

В 1909 году Луначарский уезжает на Капри и принимает там участие в организации антипартийного объединения «Вперед» и партийной школы для эмигрировавших рабочих-большевиков. Его члены выступали против сотрудничества с Государственной Думой и легальных способов борьбы с властью. В годы Первой мировой войны Луначарский постепенно отходит от идей богостроительства, и летом 1917 года его вновь принимают в большевистскую партию.

Революционные годы

После Февральской революции стало понятно, что относительно спокойные и бессобытийные будни остались позади и что пришло время включиться в активную политическую борьбу. В мае 1917 года Луначарский вернулся из Швейцарии, оставив там семью. Вскоре в качестве депутата он принял участие в работе Первого Съезда Советов и активно занялся вопросами, связанными с культурой и образованием. Из-за обвинения в государственной измене Луначарский провел несколько недель в знаменитых «Крестах».

В дни, предшествовавшие революции, Луначарский вместе с другими большевиками участвовал в многотысячных митингах. Джон Рид, ставший свидетелем одного из выступлений революционера, писал, что это был худощавый, очень похожий на студента человек, который «с чутким лицом художника объяснял, почему Советы должны взять власть».

На Втором Съезде Советов 26 октября Луначарский от имени Ленина озвучил воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», возвестившее о победе революции. Луначарский стал народным комиссаром просвещения, он вкладывает все силы в работу, уделяя ей более 20 часов в день. Правда, вскоре он захотел покинуть этот пост. В начале ноября большевики бомбардировали Кремль, в результате чего многие его постройки получили серьезные повреждения. Узнав это, Луначарский разрыдался прямо на заседании Совнаркома и выбежал оттуда с возгласами: «Не могу я выдержать этого! Не могу я вынести этого разрушения всей красоты и традиции!» В знак протеста он подал прошение об отставке, которое, впрочем, позднее было отклонено.

Чехонин С. В. Обложка к книге Луначарского «Фауст и город», 1918 год.

Народный комиссар просвещения

Первостепенной задачей, стоявшей перед наркомом просвещения, было повышение уровня грамотности населения. В ведении Луначарского находилась Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. К 1927 году благодаря ликбезу около 10 млн взрослых жителей СССР были обучены грамоте.

В период Гражданской войны также довольно остро был поставлен вопрос об образовании. Даже в условиях голода и разрухи многие школы продолжали работать, и в этом была заслуга Луначарского. Любопытно, что Герберт Уэллс, посетивший в 1920 году Советскую Россию, чрезвычайно высоко оценил качество обучения в школах и заметил определенный прогресс по сравнению с дореволюционными временами.

Ленин и Луначарский на открытии памятника «Освобождённому труду».

Большевики тем временем сносили памятники времен царского режима и на их месте возводили революционные монументы, которые зачастую не отличались высокой художественностью и выдержанностью стиля. И хотя демонтажем и претворением в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды занимался именно Луначарский, сам он отнюдь не поддерживал идеи «разрушить весь мир насилья до основанья, а затем…» или «бросить классиков с парохода современности». Он всегда делал акцент на том, что в деле выработки культурной политики новорожденного государства обязательно нужно учитывать художественное наследие самодержавной эпохи.

В тяжелые времена Луначарский убедил коллег в необходимости сохранить и поддержать бывшие императорские театры. Он также был инициатором издания произведений классиков русской литературы и неоднократно обращался к ним в собственных критических статьях. Одновременно с этим Луначарский поддерживал экспериментальные явления в искусстве и выступал за многообразие направлений и стилей. Но в то же время он полагал, что единственно верным художественным методом для новой пролетарской культуры может быть реализм.

«Васильич Блаженный»

Способность слушать людей и идти на компромисс помогла наркому просвещения привлечь на сторону советской власти некоторую часть художественной и научной интеллигенции. Луначарский установил контакт с руководством Академии наук и способствовал тому, что многие деятели искусства начали сотрудничать с Наркомпросветом. Кроме того, он во многом поддерживал литераторов, которые испытывали материальную нужду и подвергались несправедливому преследованию из-за своей нелояльности советской власти. Так, Луначарский ходатайствовал о заграничной поездке для тяжело больного Блока и уберег от расстрела открыто ненавидевшего большевиков Бунина. За человечность и снисходительность к предполагаемым «врагам народа» соратники наделили его прозвищем «Васильич Блаженный».

Купреянов Н. Н. Луначарский на заседании Государственной академии художественных наук, 1926 год.

Действительно, Луначарский придерживался принципа плюрализма в искусстве, и его действия на посту наркома просвещения во многом отличались от будущей культурной политики СССР. По характеру Луначарский был намного тоньше и демократичнее, чем Ленин, сказавший однажды про него: «Люблю этого человека, в нем есть французский блеск и легкомыслие».

В то же время Луначарский был человеком, который одобрил идею высылки за границу многих видных представителей интеллигенции и массового увольнения «неблагонадежных» университетских преподавателей. В разгар Гражданской войны ярый антисоветчик Леонид Андреев обвинял Луначарского в трусости, показной интеллигентности и в стремлении создать иллюзию существования некоего рая для людей искусства, который будет резко контрастировать с большевистским террором и наделит наркома ореолом святости. Однако писатели, поддержавшие советскую власть, были высокого мнения о Луначарском, а Маяковский даже считал его лучшим министром просвещения в российской истории.

Луначарский и Маяковский выходят с заседания Киноматографического комитета. 1918 год.

Последние годы жизни

В «год великого перелома» Луначарский был смещен со своего поста, который занимал 12 лет — небывало долгий срок среди членов бывшей ленинской администрации. Новым наркомом просвещения стал ставленник Сталина А. Бубнов, который сразу же покончил с так называемым либерализмом в искусстве.

После отставки Луначарский все же продолжил принимать участие в политической и культурной жизни страны и работать над литературно-критическими статьями. В 1929 году он получил пост председателя Ученого комитета при ЦИКе СССР, а через год стал академиком.
В то же время было ясно, что Луначарский совершенно не вписывается в новую сталинскую эпоху с ее усилившимися тоталитарными тенденциями и монополией государства во всех сферах. В 1931 году против него выдвинули обвинение в связях с троцкистами, которое вскоре было снято из-за отсутствия улик. Со страниц газет на Луначарского посыпались обвинения в «неленинских» взглядах на культурную жизнь страны. Сбылись предсказания Владимира Короленко, который еще в начале 1920-х гг. неоднократно предупреждал Луначарского, к чему могут привести массовые внесудебные расстрелы, подавление оппозиции и ущемление гражданских прав и свобод со стороны большевиков.

С Максимом Горьким, 1929 год.

В 1933 году Луначарский получил назначение на пост посла СССР в Испании, но по пути туда тяжело заболел и умер.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится