Краткая биография
Людвиг родился в Бонне, Германия, в 1770 году. Он вырос в семье придворных музыкантов, однако знаменитый композитор никогда не вспоминал о своём детстве с нежностью. В отличие от отца Вольфганга Амадея Моцарта, который таскал своего маленького вундеркинда по всей Европе, чтобы выступать, отец Бетховена, Иоганн ван Бетховен, часто проявлял скорее зависть, чем гордость. Хотя Иоганн действительно наставлял своего сына в ранние годы, он был яростным алкоголиком, и его невероятно непредсказуемые перепады настроения приводили маленького ребёнка в замешательство.
Несмотря на то, что Людвига не так поощряли и поддерживали, как его культового предшественника, он продемонстрировал сопоставимый уровень мастерства, так что его также легко можно было назвать вундеркиндом. Будущий композитор находил утешение в своей музыке. В возрасте тринадцати лет он получил свою первую работу в качестве помощника придворного органиста. Он изучал Моцарта, Франца Йозефа Гайдна и Иоганна Себастьяна Баха. Бетховену, должно быть, нравилась мысль о продолжении традиций таких выдающихся композиторов, поскольку в нежном возрасте одиннадцати лет он уже написал серию так называемых курфюрстенских сонат.
Какой бы успокаивающей ни была его музыка, семейная жизнь Людвига продолжала беспокоить его. Его мать умерла от чахотки, когда ему было семнадцать лет, а алкоголизм его отца неуклонно усугублялся. В возрасте девятнадцати лет Людвиг взял на себя ответственность и заменил своего отца на посту главы семьи. Пройдёт совсем немного времени, и его талант приведёт его в музыкальную столицу Европы, открыв пред молодым музыкантом новые возможности и перспективы.
Музыкальная карьера
В 1792 году он отправился в Вену, чтобы учиться у Гайдна. Вскоре после встречи с Йозефом упрямый композитор столкнулся лицом к лицу со своим учителем и выразил желание освободиться от общепринятых музыкальных формул, которым он должен был следовать. Моцарт умер всего годом ранее, в 1791 году, и его смерть только усилила его растущее влияние, установив эталон того, какой должна быть современная музыка.
Но Людвиг хотел следовать своим собственным путём, и эти непредсказуемые и неизведанные музыкальные порывы выделили его среди других как свежее и оригинальное звучание. В своей фортепианной сонате № 1 фа минор 1795 года, соч. 2, № 1, он достиг контраста не за счёт смены клавиш, как его современники, а за счёт экспериментов с изменением скорости, повторения и резких переходов от мягкого к громкому. Это стало общей темой в его музыке. В том же году его фортепианное трио до минор дебютировало с зажигательным финалом, полным срочности, хаоса и резких повторений. Фердинанд Рис, ученик Бетховена, сказал о премьере:
«Было приглашено большинство артистов и любителей музыки, особенно Гайдн, чьи квартеты все с нетерпением ждали. Были сыграны трио, которые сразу же привлекли к себе необычайное внимание. Йозеф также сказал о них много приятных вещей, но посоветовал Людвигу не публиковать третью, до минор. Это поразило композитора, поскольку он считал третье лучшим из трио. Следовательно, замечание Гайдна произвело плохое впечатление на Бетховена и навело его на мысль, что тот был завистлив, ревнив и недоброжелателен к нему».
Страсти не раз вспыхивали между двумя культовыми композиторами. Несомненно, Людвиг чётко заявил о том, кем он является и что из себя представляет. Людвиг родился в то время, когда менялся интеллектуальный и социальный ландшафт Европы. Во Франции Эпоха Просвещения, как известно, нашла свой несколько ужасный апофеоз во Французской революции. Феодальная система была упразднена, французской монархии пришёл конец, а католическая церковь была лишена своей политической власти. Но идеалы добродетели, разума, свободы и прогресса также нашли своё уникальное выражение в других европейских странах.
В немецких государствах Иосиф II, просвещённый деспот, для которого Бетховен написал кантату в честь его смерти, отменил крепостное право, уменьшил политическое влияние церкви и положил конец цензуре прессы. Такие авторы, как Иоганн Готфрид фон Гердер, Иоганн Вольфганг фон Гете и Фридрих Шиллер, возглавляли движение «Буря и натиск», где идеалы просвещения были синтезированы в произведениях проторомантической фантастики.
Музыканты также сыграли жизненно важную роль в продвижении идей Эпохи Просвещения. В «Волшебной флейте» Моцарт, как известно, донёс до широкой публики идеалы братства, добродетели и масонства. Людвиг также близко принимал к сердцу принципы Просвещения, поскольку он хотел исследовать идеи свободы и справедливости в своей музыке. Его «Эроика» делает решительное заявление о героической свободе, в то время как его увертюра «Эгмонт» выражает потребность в свободе от деспотической системы, а в его знаменитой «Девятой симфонии» как политическая, так и художественная свобода занимают центральное место.
«Эроика» была написана во время сильного эмоционального потрясения Людвига. Он удалился из высшего общества и пытался сделать карьеру, несмотря на надвигающуюся глухоту. Почти как своего рода песня об искуплении, он написал свою «Эроику», буйную и триумфальную пьесу, посвящённую Наполеону Бонапарту. Композитор высоко ценил Наполеона и сравнивал его пребывание на посту первого консула Франции с пребыванием великих консулов Рима. Когда пьеса была закончена в начале 1804 года, он записал название в верхней части своего листа: «Симфония Названный Бонапарт».
Наполеон поддерживал революционные принципы и в значительной степени чтил социальные перемены, произошедшие во Франции в эпоху Просвещения. Однако он отказался от некоторых из этих ценностей, когда объявил себя императором Франции. Людвиг назвал Наполеона не более чем тираном и немедленно изменил название своего произведения на Sinfonia Eroica.
Когда зритель смотрит на произведения Бетховена, он видит человека, который не боится занимать сильную политическую позицию, и у него возникает ощущение, что знаменитый композитор был одновременно художественным лидером и сторонником социальных перемен. Но когда зритель смотрит на его сонаты, которые представляют собой более частную форму его музыкального самовыражения, он видит, что Людвиг также обнажил свою внутреннюю борьбу и душу.
Личная жизнь и наследие
Знаменитый композитор много раз влюблялся за свою жизнь, но ни одна из этих любовных историй не имела счастливого конца. Всего через несколько лет, проведённых в Вене, он стал известен своим мастерством пианиста-виртуоза. Людвиг стал хедлайнером конкурсов импровизации - мероприятия, на котором два пианиста соревновались, импровизируя на определённую мелодию. Экспрессия и талант Бетховена заставили аристократических дам просить уроков музыки у музыкального мастера. Но как только их увлечение угасало и перед ними садился невысокий, сварливый мужчина с довольно неопрятной внешностью, большинство женщин быстро чувствовали, что их увлечение композитором проходит.
Существует множество свидетельств того, что Людвиг влюблялся в своих учеников. Графиня Юлия Гвиччарди, которой он посвятил свою знаменитую сонату «Лунный свет», первоначально называвшуюся Соната для фортепиано № 14 «Соната квази уна фантазия», была одной из его знаменитых учениц и любовных увлечений. Но Гвиччарди, как и другие дамы, занимала более высокое социальное положение, чем знаменитый композитор. Несмотря на то, что ему не везло в романтической любви, он часто находил в этих женщинах близких друзей и доверенных лиц.
Политические убеждения знаменитого композитора в добродетели, чести и морали распространялись и на его личную жизнь, и он ожидал, что окружающие его люди будут соответствовать этим идеям. Восхищение Людвига добродетельной женщиной, пожалуй, наиболее прекрасно выражено в единственной когда-либо написанной им опере «Фиделио». В оригинальном либретто, написанном Жан-Николя Буйи, французским писателем и политиком времён Французской революции, женщина по имени Леонора переодевается тюремным охранником Фиделио, чтобы спасти своего мужа Флорестана, политического заключённого, ожидающего смертной казни.
Либретто и опера были проникнуты идеалами Просвещения, но в центре их стоит праведная и добродетельная женщина как воплощение нравственных принципов. Несмотря на то, что пьеса позже получила название «Фиделио», изначально опера была названа в честь главной героини Леоноры. Первоначальное полное название оперы было «Леонора, или Триумф супружеской любви».
Несмотря на свои многочисленные достижения, Людвиг, пожалуй, наиболее известен как глухой композитор. Он впервые заметил признаки потери слуха в возрасте двадцати восьми лет. По мере того, как его состояние прогрессировало, а попытки лечения не помогали, знаменитый композитор ненадолго задумался о смерти. К 1802 году Людвиг удалился в сельскую местность, окружающую Хайлигенштадт. Находясь там, он создал так называемое Завещание Хайлигенштадта, письмо, адресованное своим братьям, в котором он рассказал о своём отчаянии из-за того, что оглох, о своём желании исполнить своё предназначение музыканта и о своих размышлениях о самоубийстве. Однако письмо так и не было отправлено. Точно неизвестно, что стало причиной потери слуха композитора. Существуют теории, которые варьируются от тифа до отравления свинцом и сифилиса. Хотя его болезнь только усугублялась, и Людвиг почти полностью потерял слух к сорока годам, это не помешало ему создать некоторые из своих самых знаковых произведений. Он не оглох в одночасье, и первые три десятилетия своей жизни композитор провёл, создавая сонаты, симфонии и струнные квартеты. Поэтому он точно понимал, как инструменты будут взаимодействовать друг с другом, и мог идентифицировать звук по его вибрации.
Но это не значит, что его музыка не изменилась. Когда слух Людвига впервые начал подводить, его композиции обычно строились вокруг нижних нот, которые он мог слышать более отчётливо. Это заметно в его «Лунной сонате», или, вернее, в «Фиделио». Однако в более поздние годы его сочинения вновь украсил полный диапазон нот и частот, что говорит о том, что к этому времени он был способен написать шедевр, основанный в основном на его воображении.
Людвиг был классическим примером измученного музыканта, просвещённого мыслителя и хранителя моральных ценностей. Столкнувшись с потерей слуха, он говорил о своей творческой судьбе, а не о том, чтобы заниматься музыкой ради достатка. Своими невероятными композициями и сильной волей к творчеству, несмотря на личные проблемы, Людвиг вдохновил многих музыкантов, поэтов, художников и кинематографистов.
В продолжение темы о композиторах, читайте также о том, как гениальный Моцарт, сколотив целое состояние, чуть не профукал его, а также о том, из-за чего он всю жизнь соперничал с Сальери.