Миннезингеры: средневековые поп-звезды, воспевавшие любовь
590
просмотров
Поэзия миннезингеров оставила серьёзный след в культуре Высокого Средневековья.

Откуда мы знаем о миннезингерах

В 12−13 вв. Европа познала новые модные явления в культуре. К этому времени стала популярна любовная лирика и поэзия. Ваганты и трубадуры ворвались в культурную жизнь европейских монархий. Немецкие земли также восприняли эти веяния. В Германии появился жанр «миннезанг» (любовная песня), а также его исполнители — миннезингеры. Этот термин появился около 1195 года благодаря поэту Гартману фон Ауэ.

Гартман фон Ауэ.

Специалистам известно, что большинство рукописей, где опубликованы произведения миннезингеров датируются рубежом 13−14 вв. Одним из самых важных и обстоятельных источников по данному вопросу является знаменитый Codex Manesse (Манесский кодекс / Большая Гейдельбергская рукопись). Этот сборник содержит тексты 140 поэтов. Считается, что компиляция стихов была составлена около 1330 года в Цюрихе и дополнена 10 лет спустя. Собирали рукопись представители знатного цюрихского семейства Манессе — Рюдигер и его сын Иоганн. Этот источник отличается красочными миниатюрами, которые дают возможность познакомиться с портретами миннезингеров.

Миниатюра из Манесского кодекса.

 Дальнейшая судьба Манесского кодекса была драматичной. В 16-м столетии он оказался в руках пфальцского курфюрста. Когда Европа погрязла в Тридцатилетней войне, рукопись пропала. Максимилиан Баварский, взяв Гейдельберг, намеревался отдать документ папе римскому, но странным образом тот затерялся и нашёлся только в 1657 году в парижской королевской библиотеке. В конце 19-го века Германия вернула себе рукопись назад.

Также историкам известны и другие значимые памятники немецкой поэзии Средневековья. 13-м столетием датируется выпуск Малой Гейдельбергской рукописи, в которой отметились 34 миннезингера. Она была создана по указанию епископа Страсбурга Конрада фон Лихтенберга. Другие рукописи содержали не только стихи, но и ноты (Большая Иенская рукопись, Венская и Кольмарская рукописи).

Могила епископа Конрада фон Лихтенберга.

На рубеже 16−17 вв. для публики были открыты отдельные произведения миннезанга, переведённые на более современный язык. Так, сборник средневековой поэзии издал известный сатирик Себастьян Брант. Первые переводы произведений Вальтера фон дер Фогельвейде были сделаны именно в это время. В 18−19 вв., на волне популярности лирики и романтизма, началось переоткрытие этого жанра средневековой литературы.

Классика жанра

Следует подчеркнуть, что поэзия миннезингеров развивалась как искусство аристократии. Миннезанги являлись достоянием придворной культуры. Графы, маркграфы, герцоги и даже император — все они являлись представителями этого жанра. Барон Фридрих фон Хаузен, император Генрих VI, граф Рудольф фон Фенис и многие другие увлекались любовной поэзией. Стихи в рукописях сопровождаются миниатюрами, в которых немецкая знать предстаёт во всей красе: во время турниров, пиров и охоты. Причём миннезингеры изображены в основном поющими.

Битва рыцарей.

Первыми миннезингерами считаются представители знати юга Германии, а именно Швабии и Баварии. Влияние провансальской литературы было здесь не очень заметно: танцевальные песни, баллады и устный фольклор местного разлива стали основой для жанра. Эти произведения ещё были далеки от проявлений куртуазной любви. Прослеживалась также связь с эпосом: миннезингеры использовали так называемую «нибелунгову строфу» (рифмованное четверостишие). «Женские песни» были также в ходу — произведение от лица женщины, в котором шла речь о разлуке с любимым или вёлся диалог между представителями двух полов.

Генрих фон Ругге.

Запад Германии сильнее всего ощутил на себе влияние рыцарской поэзии: близость Северной Франции способствовала распространению жанра. Жители Фландрии и Эльзаса Генрих фон Фельдеке и Фридрих фон Хаузен, а также Генрих фон Ругге в 12-м столетии яро подражали трубадурам и труверам из французских регионов. В конце века куртуазная лирика добирается и до Тюрингии, а в начале нового столетия попадает в Австрию и Швейцарию.

Романская поэзия затрагивала придворную и политическую жизнь, а песни миннезингеров повествовали о чувствах с долей условностей и идеализации. В музыке можно отметить сильное влияние фольклорных песен и григорианского пения. Популярным видом лирики миннезингеров была «утренняя песня» — разговор влюблённых перед рассветом.

«Сражение певцов».

Первым известным миннезингером, как считают специалисты, являлся поэт Кюренберг из Австрии, который жил около 1100 года и происходил из местного дворянского рода. Его песни представляли собой строфы, в которых содержались монологи мужчины или женщины.

Кюренберг.

 Ещё одним представителем данного жанра следует назвать Дитмара фон Айста, который в 1170-е гг. был на службе у герцога Генриха II Австрийского. Его произведения отличались задушевностью и весельем. Они опирались на народную традицию.

Швабский рыцарь Гартман фон Ауэ (1170−1210), который изобрёл сам термин «миннезингер», переложил на стихи ряд французских текстов — «Эрек и Эпида», «Ивэйн», повесть «Грегор». Больше всего он известен как автор новеллы «Бедный Генрих», которая стала классикой рыцарских эпопей. Изящный стиль песен диссонировал с содержанием новеллы. Здесь «высокая любовь» к знатной даме воспевалась куда в меньшей степени, чем «низкая любовь» к женщине скромного социального статуса. Простолюдинка была нравственнее высокородной.

Знатный воин Вольфрам фон Эшенбах из Баварии, служивший при дворах графов Франконии и Тюрингии, считается одним из выдающихся поэтов 13-го века. Его перу принадлежат такие рыцарские романы, как «Парцифаль» и «Титурель», которые представляют цикл куртуазного эпоса о Граале.

Вальтер фон дер Фогельвейде.

 «Королём миннезанга» можно считать австрийского дворянина Вальтера фон дер Фогельвейде (1170−1230). Ученик талантливого поэта Рейнмара фон Хагенау провёл массу времени в странствиях и путешествиях, что оставило отпечаток на его лирике. В стихах миннезингера переплетаются различные сюжеты: от любви к простой девушке до воспевания подвигов рыцарей в крестовых походах. Также Вальтер фон дер Фогельвейде является создателем ряда политических шпрухов (стихотворений назидательного свойства), которые представляли собой рефлексию на события и веяния времени. 

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится