Свитки и рукописи, относящиеся к 13 и 14 векам, часто содержат широкие поля и пустое пространство, заполненное различными заметками и рисунками, которые делали читатели (так называемые маргиналии). Свиток, на который они наткнулись, также был заполнен маргиналиями. Среди них был рисунок рыцаря, сражающегося с улиткой.
Улитки против рыцарей
Рисунок показался историкам забавным, но эксперты того периода не увидели в нем ничего странного. Оказывается, готические рукописи изобилуют изображениями битв рыцарей с улитками.
Увидеть эти рисунки можно на полях многих готических рукописей. Они буквально везде. Иногда рыцаря изображали на коне, иногда без него. На некоторых рисунках улитки были огромными, на других крошечными. Иногда они были под ногами у рыцарей, на некоторых рисунка – на одном уровне с ними. При этом сами рыцари на рисунках выглядят обеспокоенными, ошеломленными или шокированными своими крошечными и необычными противниками.
Историки долго размышляли над этими явлениями, но, похоже, им пока не удалось прийти к единому ответу. Почему средневековые читатели так увлекались сражениями между смелыми и сильными героями – рыцарями, и такими беспомощными животными, как улитки?
Любопытные метафоры
Первое серьезное современное исследование этого странного явления было сделано в 1960-х годах Лилиан Рэндалл. В своей книге «Улитка в готической маргинальной войне» она представила одну гипотезу, объясняющую причины появления этих рисунков.
Лилиан предположила, что, возможно, улитки в раковинах, которые позволяют им в любой момент спрятаться, являются своего рода пародией на настоящих врагов рыцарей, которые были защищены броней. Эти рисунки позволяли читателям посмеяться над идеей, что рыцарь боится атаковать такого «тяжело бронированного» противника. Глупый рыцарь, это всего лишь улитка!
Но такое объяснение понравилось не всем. Еще в 1850 году граф де Бастард предположил, что эти рисунки могут служить метафорой Воскресения. Причиной такого толкования было то, что в двух рукописях рисунки находились рядом с миниатюрой, изображающей восхождение Лазаря.
Лилиан Рэндалл всего лишь предложила дополнительное объяснение того факта, что рыцари так часто сражались с улитками, но она не могла выяснить, почему первые всегда должны были проигрывать эту битву. По ее словам, улитка была символом лангобардов – группы, осужденной в раннем средневековье за измену, грех ростовщичества и «нерыцарское поведение» в целом.
Классовая борьба
Существует и альтернативное объяснение. Некоторые ученые предполагают, что рисунки отображают классовую борьбу. Вполне возможно, что улитка – это образ представителей бедных классов, а рыцарь – аристократии. Создатели этих рисунков нашли способ даровать победу бедным людям, даже если только на листе бумаги.
Была ли метафора
Кроме того, улитки могут быть воплощением социальных карьеристов, которые медленно, но верно завоевывали свое место среди высших чинов общества. Либо же они могут быть метафорой для женщин. Наконец, вполне возможно, что нам не следует рассматривать эти рисунки как метафору, поскольку это простое упоминание об улитках как о вредителях сада, от которых трудно избавиться.
Как бы то ни было, нам будет трудно понять мотивы создания этих рисунков. Проблема в том, что, поскольку это маргиналии, им не хватает формализованных текстовых элементов. Но в то же время это оставляет нам, современным людям, больше возможностей для воображения.