Немецкий орден против языческой Литвы
327
просмотров
В 13-м веке немецкие рыцари избрали основной целью своей агрессивной миссионерской деятельности территорию Литвы.

От дел прусским к делам литовским

Во второй четверти 13-го века Немецкий орден закрепился в Пруссии. У боевых пилигримов из Германии наконец появился крепкий плацдарм для расширения своего влияния в Восточной Европе. Сначала противниками братьев-рыцарей были пруссы, а чуть позже, когда владения духовно-рыцарского ордена расширились до северных берегов Балтийского моря, нередки были столкновения с новгородцами, которые представляли другую ветвь христианской религии. Однако эта борьба ничего общего с целями ордена не имела: обычные столкновения за влияние в регионе.

Ближе к 14-му веку вектор крестового движения несколько сместился в сторону земель языческой Литвы. Ранее тевтонцев донимали многочисленные восстания непокорных пруссов, но с наступлением нового столетия эта проблема ушла. Из немецких земель шёл приток низшего дворянства и рыцарства, видевшего в экспедициях на территорию диких язычников возможность повысить престиж своего рода.

Тевтонский орден.

Середина 13-го столетия стала временем возвышения князя Миндовга, который одолел своих противников в междоусобной войне и стал хозяином единой Литвы. Племена пруссов, эстов, куршей и лэттов не смогли создать объединение, которое могло бы дать отпор орденской братии. Лавируя между западнорусскими князьями и рижским архиепископством, Миндовг вступил в контакт с орденом, который помог ему выйти победителем в сложной борьбе за власть. Но у тевтонцев было одно важное условие: князь должен был принять крещение. При этом Миндовг обещал своим союзникам владычество над всей Литвой, а также Жемайтией. В 1253 году он крестился, но орден так и не получил полный контроль над обещанными территориями. Союз оказался недолговечным: тевтонцы вторглись в Жемайтию, где завязли в борьбе с язычниками, а князь Миндовг, вернувшийся к вере предков, пал жертвой заговора в 1263 году.

Великое княжество Литовское

В литовских землях менялась власть. После долгих междоусобных дрязг в 1293 году заявил о себе князь Витень. При его младшем брате Гедимине (1316−1341) Великое княжество Литовское стало мощным игроком в Восточной Европе. Государство Гедимина находилось между двух огней: Московским княжеством и немецкой Прибалтикой. Хотя знать литовской державы и была православной, но оставалось ещё и население, которое не принимало христианство. При этом православие не гарантировало неприкосновенность от духовно-рыцарских орденов. Литва была конфессионально неоднородной: православные, католики, язычники и даже мусульмане жили бок о бок друг с другом.

Династия Гедимина постепенно переходила в католичество. Казалось, это положит конец нападкам со стороны ордена.

В Восточной Европе стало тесно

Но не только орден являлся соперником Литвы в регионе. Польское королевство стремительно расширялось. Интересы польского короля и литовского князя сталкивались на южном направлении. В 1323 году пресеклась династия галицко-волынских князей. По праву княжеский стол Галицко-Волынской Руси принадлежал зятю Гедимина. Когда в 1341 году литовского князя не стало, началась ожесточённая борьба за эти территории. В игру вступили Венгрия и Польша. Также немало беспокойства доставляли татары. В 1343 году, чтобы завладеть Галичем, польский король пошёл на подписание Калишского мира. Христианский правитель, который заключал договор с язычниками, мог навлечь на себя гнев своих братьев по вере. Если же он действовал против христиан в союзе с неверными — папа римский мог санкционировать крестовый поход.

Литва прекрасно лавировала в таких условиях между союзниками и противниками. Обстоятельства заставляли литовских князей менять веру, когда душе угодно. Например, легендарный князь Витовт несколько раз крестился и возвращался к язычеству.

Витовт.

 Немецкий орден при этом находился в выгодном положении: он расширял своё влияние в регионе за счёт борьбы с язычниками. Военные акции рыцарей сопровождались вылазками на территорию противника с дальнейшим разграблением земли врага и угоном в плен населения. Но тевтонцы часто попадались на удочку своих «союзников» по вере. В 1355 году польский король позвал в поход против язычников немецких рыцарей. Поляки впоследствии обвинили тевтонцев перед папой Иннокентием VI в нежелании воевать с неверными. Через три года один из литовских князей заявил императору Священной Римской империи Карлу IV о намерении перейти в католичество. Это обстоятельство бросало тень на миссию Немецкого ордена в Восточной Европе. Император из династии Люксембургов не был заступником прибалтийских рыцарей и не видел смысла в существовании их организации. 

Опасное турне немецкого рыцаря

Как говорилось ранее, в 14-м веке усилился приток в Пруссию знати из Германии, Южной и Западной Европы. Но чтобы добраться до твердынь Немецкого ордена, искателям приключений приходилось преодолевать опасный путь через земли не только язычников, но и христиан. Польские и поморские землевладельцы частенько брали в плен гостей Тевтонского ордена и требовали хороший выкуп.

Тевтонский замок в Прибалтике.

 Добравшись до замков Пруссии, элита шла войной на литвинов. Были и те представители знати, которые не имели рыцарского титула, однако после подобной экспедиции совершались ритуалы посвящения. В главной твердыне ордена Мариенбурге устраивали стол почёта — торжественный пир. Для 14-го века посещение Литвы европейским воином являлось рыцарской нормой наряду с другими территориями — Пруссией, Татарией и Святой Землёй. Например, чешский король Ян Люксембургский несколько раз был участником походов против литвинов. Однажды он взял с собой сына — Карла IV. Весь цвет европейской военной элиты стремился в такие «горячие точки» чтобы завести полезные связи с коллегами по сословию и прославить своё имя.

Крестовый поход 1377 года в Литву заставил литовских князей креститься, что совсем не входило в планы ордена. Духовно-рыцарская организация потеряла инициативу в делах региона.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится