Во французском портовом городке Ла Рошель, невдалеке от легендарного Форта Бойяр в 1825 году в семье торговца вином Теодора Бугеро родится мальчик, имя которого будет стоять во главе французской живописи почти до самого конца 19-го столетия.
Одаренность будущего художника в полной мере проявилась еще в начальной школе: все его тетрадки были буквально изрисованы рисунками и различными набросками. Но из-за финансовых проблем в семье совсем юный Вильям был отдан на попечение 27-летнему дяде Южену, который привил юному дарованию интерес к философии, литературе, мифологии и религии.
В 14 лет одаренный подросток поступает в колледж. А спустя пять лет 19-летнего юношу ожидает первый творческий успех: его удостаивают награды «Лучшая историческая живопись».
В это время Вильям начинает мечтать о Париже и непосредственно о Высшей школе изящных искусств. Но для этого необходимы были немалые деньги, и он их зарабатывал тем, что рисовал портреты прихожан церкви и этикетки для джемов.
Вскоре мечта сбылась, и Вильям Бугро стал одним из лучших учеников этой школы. Стремясь дополнительно познать как можно больше о своей будущей профессии, он занимается на курсах по истории костюма, изучает археологию и принимает участие в анатомических вскрытиях.
Все это и сформировало его как академического живописца. В 1850 году начинающий художник выигрывает Римскую премию и получает грант на годовое обучение в Италии, где постигает азы классического искусства, знакомится с гениальными творениями великих мастеров Возрождения и приобретает собственное признание.
А когда живописец вернулся в Париж, его популярность уже не знала границ.
Над своими творениями Бугро работал, не покладая рук. Он с раннего утра приходил в свою мастерскую, а домой уходил за полночь. Как и всем великим художникам, ему было присуще постоянное недовольство собой и неуемное стремление к совершенству. За это современники дали ему прозвище «Сизиф 19-го века».
А еще талантливого живописца сравнивали с Рембрандтом. Говорили, что "Рембрандт уловил душу старости, в то время как Бугро уловил душу юности." Безукоризненное знание анатомии человеческого тела, скрупулезная деталировка, удивительно подобранная цветовая гамма — все это делало полотна Вильяма Бугро необыкновенно реалистичными.
И уже будучи на пике славы, Вильям женится на Мари-Нелли Моншабло, которая родит ему пятерых детей. Но семейное счастье живописца будет недолгим. Страшная трагедия ворвется в его жизнь: один за одним умрут трое его детей, а вслед за ними и жена. Тяжкое горе ляжет на плечи художника и найдет свое отражение в его творчестве. Одно за другим он напишет полотна - «Дева утешения» и «Пьета», воплотившие скорбь, страдание и неуемную боль.
И чтобы как-то забыть об тяжкой утрате, художник полностью посвятил себя работе. Он писал портреты и картины на исторические, мифологические, библейские и аллегорические сюжеты, где преобладала нагота женских тел и праздность, которые у многих вызывали недовольство.
Живописцу предъявляли обвинения в распутстве и чрезмерной эротизированности картин, которые развращали молодое поколение. С каждым полотном критика разгоралась все больше и больше. А 1881 году французское правительство подвергло Вильяма Бугро административному контролю со стороны представителей Парижского Салона.
Но Бугро продолжал писать в своей манере, и когда в искусство стремительно начали вливаться новые модные течения и направления, он их не принял и всем своим творчеством противостоял им.
Лишь через 20 лет Вильям женится во второй раз. Избранницей станет его ученица Элизабет Джейн Гарднер, которая посвятит всю себя делам мужа. Художник, казалось бы, обрел долгожданный душевный покой. Но его счастье снова омрачилось трагедией: умирает от туберкулеза четвертый сын из пятерых его детей.
Смерть сына полностью подкосила здоровье мастера. А угнетенное настроение, накопившаяся усталость, безмерное пристрастие к алкоголю и курению пагубно сказалось на его сердце. И в 79-летнем возрасте гениального живописца не стало.
Забвение и триумфальное возвращение
На рубеже двух столетий Франция, как и вся Европа, кардинально поменяла взгляд на живопись. И с приходом модернизма об гениальном Вильяме Бугро, ставшем еще при жизни изгоем в мире искусства, все забыли, в том числе и его ученики, среди которых был небезызвестный Анри Матисс.
Почти на целое столетие его имя и художественное наследие оказались в забвении, и лишь в критической литературе можно было встретить негативное упоминание о Вильяме Бугро как о живописце жанра ню. Его картины, отправленные в запасники музеев, все эти годы хранились в сырых подвальных помещениях и на чердаках.
Начиная с 1980-х годов меняется отношение ценителей искусства к салонно-академической живописи, и Бугро начинают рассматривать как одного из значимых живописцев девятнадцатого века.
В 1984 году при поддержке Монреальского музея изящных искусств в Париже была организована первая ретроспективная выставка гениального живописца.
С большим трудом ее организаторам удалось собрать и привести в презентабельный вид наследие Вильяма Бугро. Множество творений пришлось реставрировать, так как прошел почти целый век, а помещения, в которых они хранились, совсем не соответствовали спецхранилищам.
Экспозиция работ гениального художника имела ошеломляющий успех не только во Франции, а и во многих странах мира. Полотна Бугро вернулись в историю искусства и заняли достойное место среди шедевров живописи.
При первых аукционных продажах в 1977 году стоимость картин Вильяма Бугро не превышала 10 тысяч долларов, но уже в 1999 году всего лишь одно полотно "Амур и Психея" было продано на аукционе Christie’s за 1,76 миллиона долларов. Ну а к 2005 году стоимость его работ превысила отметку в 23 миллиона долларов. Это было воистину триумфальным возвращением гениального художника.
В отличие от Вильяма Бугро его ученик и друг Леон Базиль Перро в Парижском Салоне получил звание “hors concours”, которое давало ему право выставлять свои картины без предоставления их на суд жюри.