Жир – это счастье: как буряты ложки облизывали, а узбеки ели рис руками, чтобы его не обидеть
У бурятов есть очень странная пищевая привычка, о которой писал в далеком 1927 году доктор Жинкин, изучавший быт бурят-кочевников Агинского аймака. Они полагали, что мыть посуду не следует, так как смывая грязь, можно лишить семью счастья. Чтобы этого не произошло, надо было деревянную посуду протирать, используя фартук или верхнюю одежду, а ложку просто тщательно облизывать. Все: посуда чиста, и ее можно использовать дальше.
Что касается казанов для приготовления еды и кипячения молока, то их также не мыли. На стенках собирался толстый слой жира, который опять же, символизировал счастливую и сытую жизнь. Несмотря на веру представителей бурятского этноса в мистические свойства грязи, антисанитария приводила к распространению инфекций до такой степени, что эта группа народов в некоторые моменты была под угрозой вымирания.
Не менее трепетно относились к еде представители Узбекской ССР. Например, плов рекомендовалось есть исключительно руками. Брать в руки вилку было нельзя, это рассматривалось как нарушение правил и даже кощунство. А все дело в том, что тщательно приготовленный рис воспринимался как живое существо, которое не следовало тыкать столовыми приборами — это сильное оскорбление.
И не только это. Аксакалы утверждают, что если человек проявляет должное уважение к еде, то после прикосновения к ней пальцами счастливчик получает нужную информацию, которая поступает в спинной мозг, после чего немедленно активизируется выработка желудочного сока. Это позволяет желудку подготовиться к употреблению жирной пищи, которая будет усваиваться быстро и с пользой.
Интересно, что плов едят не из индивидуальных тарелок, а используя «ляган». Это большое блюдо, куда еда перекладывается их внушительного казана. Ляган устанавливается в центре стола.
Завершался обед чаепитием. При этом наполнять пиалу до краев не следовало, это показало бы неуважение к гостям. Наливать надо треть емкости, и в процессе чаепития постоянно подливать чаек. Когда наступал момент завершения трапезы, пиалы наполняли полностью: это был своеобразный условный знак, что обед заканчивается и можно начинать собираться по домам.
Кирпичный калмыцкий чай, который вовсе не чай, а еда
У калмыков есть одно необычное блюдо, о котором в старые времена писал еще поэт Пушкин. Речь о чае. Может возникнуть вопрос: а что тут странного? Но дело в том, что этот чай в корне отличается от того, к которому привыкло большинство людей. Итак, калмыцкий чай состоит из странных ингредиентов — молоко, кипяток, зелёный чай (это, пожалуй, единственное, что оправдывает название), бараний жир и соль. Этот напиток еще называют кирпичным чаем, потому что листья зеленого чая были прессованными и представляли собой жесткие прямоугольные брикеты.
По сути это блюдо использовалось не как средство для утоления жажды (а именно этот вариант кажется наиболее вероятным, если исходить из названия), а в качестве полноценного питания. Но специфический вкус нравился не всем. К нему нужно привыкнуть, как утверждают любители кирпичного чая, и тогда все будет прекрасно.
Со временем калмыцкий чай стал напоминать бульон, так как в советские времена появилась тенденция добавлять ему пикантности при помощи лаврового листа, мускатного ореха и чёрного перца.
Ужасно пахнущий копальхен народов крайнего Севера
Еще один странный деликатес был очень популярен у малых народов Севера и вызывал ужас у гостей из России. Это своеобразная закуска под названием копальхен, которая делалась из замороженного трупного мяса таких животных как олень, морж, тюлень, кит или же утка.
Главной особенностью кольпахена является очень неприятный и резкий запах, вызванным трупным ядом. Говорят, это вещество может убить человека, непривычного к подобным яствам. А вот люди Севера (эскимосы, чукчи, нганасаны) привыкают есть подобное мясо с детских лет. Их организм становится невосприимчивым к ядовитым составляющим такого угощения (а это кадаверин, нейрин и путресцин). А их в кольпахене очень много. Чудеса!
Как же готовили это блюдо: после того как охотники выслеживали и убивали добычу, тушу животного зарывали в землю и накрывали прессом. После этого следовало подождать не менее полугода, чтобы мясо стало готовым для употребления.
Для разных видов животных существовали разные способы подготовки. Например, моржей и тюленей зарывали в гравий около водоема, стараясь сделать это на линии прибоя. Что касается оленей, то их погружали в болото и тщательно закрывали ветками и торфом. Место помечалось, и о нем забывали на шесть месяцев. Деликатес готовился сам собой, без участия человека. Когда мясо «доспевало», его резали на тонкие ломтики и макали в соль. После этого можно было наслаждаться странным вкусом. Существовала и специальная закуска для кольпахена, не менее странная, чем основное блюдо. Это были легкие оленя, обязательно в сыром виде.
Что ж, сколько народов — столько и национальных кухонь. Конечно, сегодня, во времена пищевого культа и ресторанных обедов, люди в разных уголках страны питаются почти одинаково, если речь не идет о ресторанах или кафе национальной кухни. Но когда наступают народные праздники, всегда можно отведать чего-то необычного, непохожего ни на что, вкусного или не очень — кому как нравится.