От Эзопа до Возрождения: история басен
0
447
просмотров
В России жанр басни связан с именем Ивана Крылова. Но написанные им басни имели долгую историю, восходящую к Древней Греции.

Или, может, она стоит не больше, чем басни Эзопа Фригийца.

(А. Сапковский, «Божьи воины»)

От устных рассказов к первому сборнику

Первая настоящая басня появилась в греческой литературе у Гесиода в «Трудах и днях». В ней описывается разговор между соловьем и схватившим его ястребом. Поэты 6-го и 5-го веков до н. э. упоминали басенные сюжеты в своих стихах. Например, Архилох припоминает своему недругу басню про лису и орла.

Сюжеты басен использовали в своих сочинениях историки и философы. У Геродота Кир Великий с помощью басни критикует ионийцев, слишком поздно присягнувших ему на верность. По свидетельству учеников, Сократ с удовольствием использовал басни для иллюстрации своих мыслей. Сюжеты басен были широко известны, и ораторы 5-го века любили обращаться к ним в выступлениях перед народным собранием или судом.

В конце 4-го века до н. э. басни, приписываемые Эзопу, были собраны в один корпус текстов. Создателем первого сборника эзоповых басен был философ Деметрий Фалерский, бывший афинский тиран и (позже) приближенный царя Птолемея.

Иллюстрация к басне «Кузнечик и муравей». 1808 год.

Деметрий был ученым-антикваром, собиравшим интересные факты. Он составил также антологию высказываний философов. Его труды лежали в русле литературных изысканий эпохи Эллинизма. Тогда популярны были собрания легенд и занимательных историй. Философ проделал работу по отбору басен, автором которых считался Эзоп. Басни, сохранившиеся в стихах поэтов 7−6 веков до н. э., Деметрий переписал прозой.

Сборник Деметрия утрачен. Тексты, которые называют «баснями Эзопа», сохранились в нескольких редакциях. Самой ранней была Августанская, созданная в 1−2 веках н. э. Затем — Венская, созданная в Раннее Средневековье, и Аккурсиевская, созданная в Византийской империи. Августанскую редакцию впервые открывает жизнеописание баснописца Эзопа.

Федр, Бабрий и их наследие

 Федр написал пять книг стихотворных басен. Они сохранились в рукописях XI и XV веков. Всего благодаря двум рукописям сохранилось 134 басни. Федр был уроженцем Македонии. Сначала он был рабом, потом — вольноотпущенником императора Августа. Стихи он писал на латыни и, как сам признавался, хотел, чтобы они могли соперничать с греческими баснями.

Из творческого наследия Валерия Бабрия сохранилось 145 басен. Большая часть из них оказалась известна благодаря византийской рукописи X века, найденной на Афоне. Несколько других средневековых рукописей сохранили еще около 30 басен. Фрагменты нескольких басен сохранили найденные в Сирии школьные восковые таблицы, еще несколько фрагментов сохранились в египетских папирусах.

Сам Бабрий писал свои басни на греческом языке во 2-м веке н. э. Судя по многочисленным упоминанием в его текстах аравийских и сирийских областей и сюжетов, он был уроженцем востока империи.

Важной рукописью басен стал Папирус Райленда № 493, опубликованный в 1938 году. Он включал несколько прозаических историй: о Геракле и Плутосе, о пастухе и овце, о кабане, коне и охотнике, о сове и птицах. Все эти басни известны из более поздних переложений. Папирус № 493 был написан в 1-м веке нашей эры, почти одновременно со стихотворными баснями Федра.

Иллюстрация к изданию басен Эзопа 1912 года.

 Оба баснописца считали Эзопа своим предшественником и основателем жанра басни. Они называли его автором или первым рассказчиком басен, а себе отводили роль поэтов, которые «отполировали» его истории. Позже Федр заявлял о своем желании соперничать с Эзопом и даже превосходстве над ним. В одном из вступлений к своим стихам Бабрий называет Эзопа только первым из эллинов, который придумал басни. До него их рассказывали ассирийцы и ливийцы.

Фабула большей части басен Бабрия восходит к «Эзоповскому сборнику». Среди сохранившихся басен Федра, напротив, только 35 имеют первоисточник среди историй «Эзоповского сборника». Некоторые басни могли быть придуманы поэтами, но большая часть заимствована из сборников историй, предназначенных для школ.

У Федра изложение морали басни становится важнее фабулы. Эти строки афористичны и самодостаточны. Часто нравственная сентенция вкладывалась в уста одного из действующих лиц. Хрии включались в специальные антологии.

Героями басен Федра были не только говорящие животные. Часто выразителями его мыслей становились исторические и легендарные личности. Например, Сократ в басне строит небольшой дом, которого достаточно, чтобы собирать там настоящих друзей. В других баснях героями стали император Тиберий и полководец Помпей. Неоднократно героем басен становился сам Эзоп.

Басня в школьном образовании и ораторских упражнениях

 В Римской империи басня перешла в разряд учебной литературы. В частности, произведения этого жанра входили в подготовительные упражнения начинающего оратора. В сборниках упражнений по ораторскому мастерству (прогимнасм), созданных в течение 1−5 веков н. э. дается определение басни. Это вымышленный рассказ, содержащий в себе образ истины. В 4-м веке комментатором к учебнику Автония было сделано важное дополнение, по которому басня рассказывается с целью поучения и пользы.

Другой автор прогимнасм, Феон, советовал для риторических упражнений заимствовать басни из трудов классических авторов. В качестве примеров он приводит басню о флейтисте из «Истории» Геродота, басня о Войне и Гордыне из «Истории Филиппа» Феопомпа, басню о собаке и овцах из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта. Для нужд школы составлялись отдельные сборники таких извлечений из классических трудов.

Издание басен Эзопа на английской. 1987 год.

 Авторы учебников сделали первые классификации басен. Первая делила их на басни, где действуют люди, животные, и люди и животные. Вторая делила их происхождений — эзоповы (приписываемые легендарному баснописцу), ливийские, киликийские, фригийские, кипрские, египетские и т. д. Третья делила басни на умственные, нравственные и смешанные.

Теоретики считали басню наиболее подходящей для совещательного красноречия. С ее помощью предлагалось склонять слушателей к какому-либо решению или наоборот предостеречь от другого.

В Риме ораторы не использовали басен в дискуссиях. В созданной в 1-м веке до н. э. «Риторике к Гереннию» басню предлагалось рассказывать, чтобы слегка развлечь уставших слушателей.

Император Юлиан Отступник в отповеди одному сенатору напомнил ему о басне Бабрия про влюбившуюся в человека ласку. Император советовал адресату перечитать эту басню.

Последние баснописцы Античности

 Подражателем Бабрия был автор начала 5-го века н. э. Авиан. Он собрал 42 басни и изложил их стихами. Авиан хотел прежде всего развлечь читателя и только во вторую очередь научить чему-то хорошему. Его источником был прозаический пересказ греческих басен Бабрия.

Одним из последних античных сборников басен был корпус текстов, названный «Ромул». Он включал 80 басен, приписываемых Эзопу. Эпилог к сборнику был написан от лица самого легендарного баснописца. Пролог был написан от лица некого Ромула, который, якобы, перевел эти 80 басен с греческого на латынь. Источником для басен «Ромула» послужили уже книги Федра.

Сборник «Ромул» сохранился в нескольких средневековых рукописей. С ним знакомились образованные люди средних веков и использовали басни в своих сочинениях. Например, Винцент из Бовэ включил подборку басен из «Ромула» в свое «Зерцало историческое» и рекомендовал использовать их в проповедях.

Папирус с басней Бабрия

 В средневековых книгах к басням «Ромула» добавляли новые, а также выпускали сокращенные версии оригинального сборника. «Ромул» был переведен на английский язык. Кроме того, выпускались стихотворные и прозаические пересказы басен ромуловского сборника и Авиана.

В эпоху Возрождения на смену поздним сборникам вернулся интерес к оригинальным басням на греческом и латыни.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится