Сюжет
Антуан Ватто, художник французского рококо и основатель «галантного празднества», главным объектом своей картины сделал остров любви греческой мифологии, видимый на заднем плане и населенный бесчисленными купидонами. В древнем мире Кифера - один из греческих островов, который считался родиной Афродиты (Венеры), богини любви. Таким образом, остров стал священным для влюбленных. Примечательно, что этот остров - самая южная и самая восточная часть из группы Ионических островов. Горные хребты возвышаются на высоту до 1 663 футов.
Это остров-рай, расписанный яркими пейзажами, которые очаруют даже самых привередливых зрителей. На картине представлены юные леди и джентльмены в праздничных нарядах, готовые сесть на гондолу и направиться к острову любви. Историки до сих пор спорят, едут ли влюбленные на остров или на самом деле готовятся к отъезду? Большинство склоняется к их уходу.
Работа Ватто восхваляет любовь, купидоны летают вокруг пар и «связывают» их сердца. Значима и статуя Афродиты. Светящиеся цвета свидетельствуют о влиянии венецианской живописи на Ватто. На картине изображено обычное для аристократического общества Франции празднование, которое рассматривается как процессия удовольствия и мира после долгих и мрачных лет правления Людовика XIV. На переднем плане три пары влюбленных. У подножия холма изображены еще несколько счастливых. Тонкие легкие мазки художника делают картину сказочной, волшебной, почти нереальной. Искусно написан туманный и горный пейзаж, тщательно детализированы костюмы героев, необычайной красоты мазки использованы и в изображении деревьев. Нейтральная палитра ландшафта изящно дополняется яркой пастелью костюмов влюбленных.
Изменение названия
Картина, первоначально названная художником «Паломничество на остров Киферу», для представления академикам была переименована в «Галантное празднество». Впоследствии эта работа художника породила новый жанр живописи - «галантное празднество», который практиковали подражатели Ватто - Жан-Батист Патер и Николя Ланкре.
Чем была вызвана такая трансформация названия? Дело в том, что упоминание Киферы, острова богини Афродиты, отсылало к античности, к греко-римской мифологии. И авторское название готовило зрителя к полотну, полному божеств и людей в древних одеяниях. А между тем Ватто написал пары мужчин и женщин, одетых по моде его времени. От мифологии здесь лишь кружащиеся вихрем крылатые амуры на заднем плане, а от Античности - статуя Афродиты с отбитыми руками. Наименование «галантное празднество» мягко снимает это несоответствие: произведение не вписывается в традицию мифологической, аллегорической или декоративной живописи, которую практиковали предшественники и современники Ватто и продолжают практиковать некоторые современные художники.
Герои
Процессия включает восемь пар. В основном, это типичные для творчества Антуана Ватто образы: их можно увидеть на других картинах, набросках, эскизах художника. Общее впечатление от картины определяется атмосферой меланхолии, недолговечности и хрупкости. Изюминка работы - замедленная динамика процесса.
Что же это за празднество? И кто эти люди - комедианты или гости аристократического увеселения? Если приглядеться к трем парам в центре холста, их условным позам и разобраться в их игре, увидим, что щеголь изображает страсть, преклоняя колени перед дамой, а ребенок (напоминающий Амура) подглядывает за ними. Второй герой помогает своей даме подняться. Третий мужчина с пастушьим посохом уводит молодую женщину. Таким образом, картина - олицетворение отношений между дамой и кавалером. На заднем плане спектакль продолжается, но выражение лиц живее, жесты менее скромны и сдержанны. Любовь торжествует. Однако, картина не столько описывает любовь, сколько беспристрастно анализирует окольные пути, которыми движется это чувство.
Признание
Безусловно, судьи Академии искусств, оценивающие работу Ватто, были потрясены результатом художника - этакая театральная вселенная Ватто. Они были приятно восхищены новым стилем и дали Антуану Ватто наивысшую оценку, о которой мог мечтать любой молодой художник.
Однако, популярный в его время жанр «галантного празднества» через несколько лет после смерти Ватто исчерпал себя. Спустя 80 лет после написания работы, во время Французской революции, работы Ватто с его легкомысленными героями были связаны со старыми днями монархии и легкомысленной аристократией. Жанр «рококо» снова вернулся в живопись в 1830-х годах. В 1904 году Клод Дебюсси, вдохновенный картиной Ватто, написал пьесу для сольного фортепиано под названием «L'Isle Joyeuse» (фр. Остров радости). Четыре десятилетия спустя соотечественник Дебюсси Фрэнсис Пуленк написал живую одноименную пьесу для двух фортепиано «Паломничество на остров Киферу».
Художественное содержание творчества Ватто обусловлено двумя факторами: его любовь к театру и его увлечение стилем рококо. Таким образом, Жан-Антуану Ватто удалось разработать уникальный стиль и произвести революцию в мире искусства благодаря своей индивидуальности.