«Пиротехническое искусство» Цая Гоцяна: картины, написанные порохом и инопланетные проекты
545
просмотров
Катайская культура подарила миру много шедевров. Редкие музыкальные инструменты, чернильная живопись и изящество каллиграфии, яркие пагоды и Великая китайская стена, которую в год посещают миллионы туристов. А еще именно из Древнего Китая пришел порох и фейерверки. Сложно представить, как с помощью пороха можно создавать искусство, но именно этим и занимается Цай Гоцян - современный китайский художник, использующий вместо красок пороховую смесь.

Цай Гоцян: искусство ограничивается только нашей фантазией

Цай Гоцян родился в 1957 году 8 декабря в Цюаньчжоу, городе, расположенном на юго-восточном побережье провинции Фуцзянь, Китай. Сложно было не приобщиться к искусству и уважению родины, когда растешь в семье историка и художника.

Цай Гоцян постоянно экспериментирует с цветами и техниками

Его отец, Цай Руйцин, трудился в местном книжном магазине. Поэтому у Гоцяна была возможность получить доступ к импортным изданиям иностранных авторов, которые порицались правительственными чиновниками. Сам Руйцин был страстным ценителем истории, каллиграфии и живописи, к чему и приобщил собственного сына. Больше всего Гоцян любил наблюдать, как его отец создает шедевры на спичечных коробках. «Холст» столь малого размера требовал филигранной точности от художника.

Порох не самый легкий материал для творчества, но Гоцяна это не останавливает

Сам Гоцян также не раз вспоминал о Мао Цзэдуне и о том, как он повлиял на его творчество. Это был идол для его поколения, почти божество. Его художественный талант, каллиграфия, поэзия, военные стратегии, философия и революционные движения глубоко затронули целое поколение. Пусть позже и пришлось подвергнуть сомнению его идеологию.

Первое и самое прямое влияние идеологии Мао — понятие «восстание оправдано». Это касалось устаревших законов и догм, но этот призыв совпал с годами становления личности Гоцяна и навсегда осел в разуме на сознательном и подсознательном уровне.

Цай Гоцян исколесил весь Китай и Тибет, впитывая в себя малейшие крупицы самобытность восточной культуры.

Порох вместо красок

Гоцян прекрасно владеет классическими приемами живописи и каллиграфии. Однако, когда пытался проторить свой собственный путь в изобразительном искусстве, долго искал что-то особенное. И нашел — одно из важнейших чудес химии, что подарил миру Китай.

Кадр из фильма о творчестве Цая Гоцяна, 2016 год

Свою первую картину порохом он создал еще в 1984 году. Он произвел пиротехнический взрыв на простой бумаге. Потемневшие участки и выжженные дыры сложились в поразительный орнамент. Он даже не рассчитывал на подобное, но нашел это прекрасным. Это стало переломным моментом в его карьере. Теперь он мог прославлять свою родину не только творчеством, но и подчеркивать ее значимость даже выбором материалов.

С помощью пороха и пиротехники создавались не только картины, но целые инсталляции

После того, как Цай переехал на десять лет в Японию, он все равно не отказался от главной изюминки своих картин и продолжил экспериментировать с составом и примесями. Он ловко переплетает два мира: реальность и фантазию, играя с пространством и временем. При этом Цаю удается найти баланс в идеальном сочетании традиций древности и технологии современности. Порох как источник художественного творчества определяет его идентичность, превращает это взрывчатое вещество в преобразующую энергию его таланта.

Но не только порох стал отражением Китая в картинах и инсталляциях Гоцяна. В его работе присутствуют и другие символы китайской традиции, такие как иглоукалывание, воздушные змеи или дракон. Не забывает он и о вечной борьбе противоположностей: Инь и Ян, Восток и Запад, разрушение и созидание. Из современности он взял американские горки, корабли и компьютеры.

Внеземное искусство или «Проект для инопланетян»

Эксперименты с порохом начались в Китае и с переездом в Японию продолжились. В конечном итоге просто «поджигать» бумагу ему оказалось мало. Теперь ему хотелось совершить что-то масштабное с использованием взрывчатых веществ. Цай решил создавать взрывы, которые будут видны из космоса. Так родилась серия «Проект для инопланетян».

Цай Гоцян. Проект по расширению Великой Китайской стены, проект для инопланетян № 10, 1993

В 1898 году после волнений в Китае, он создал на площади палатку, как у протестующих, начинил ее порохом и поджег. Расчет был на то, что пусть сам взрыв длится всего пару секунд, но видно его должно быть даже с орбиты. В то время у него не было денег, поэтому часто приходилось переплавлять двигатели автомобилей со свалки, добывая драгоценный металл. Когда же время инсталляции заканчивалось, весь метал продавали за копейки автомобильным заводам.

Работа Цая Гоцяна в честь открытия Олимпийских игр в Пекине

Самым известным из всех «инопланетянских проектов» стал № 10: расширение Великой китайской стены. Навыки пиротехника, поразительные знания физики и химии позволили создать стену огня в 10000 м длинной в пустыне Гоби, увеличивая продолжительность Великой китайской стены на целых 15 минут.

Цаю пришлось использовать свои навыки лидера, чтобы преодолеть значительные бюрократические и финансовые препятствия. Например, чтобы компенсировать расходы, он работал с японским туристическим агентством. Это позволило не только продать японцам «билеты в первый ряд» на огненную стену, но и поступить по заветам Тома Сойера: туристы с удовольствием платили скромные суммы за возможность самостоятельно установить фитили пиротехники.

«Элегия» во время выставки «Девятый вал» в Шанхае

В 1995 году Цай осуществляет «Сдержанное насилие — Радуга»: проект для инопланетян № 25, на действующей электростанции в Йоханнсебурге, Южная Африка. Проект является ответом на лозунг Нельсона Манделы «Насильственное сопротивление». Это первый раз, когда художник ставит акцент на дискуссии о насилии и обществе.

Насколько известен в мире Цай Гоцян

Цай быстро получил международное признание во время своего пребывания в Японии. Когда он в 1995 году перебрался с семьей в Нью-Йорк, его известность только возросла.

«Трансцедентальная радуга», созданная в память о трагедии 11 сентября, 2002 год

Гоцян был выбран в качестве финалиста премии Hugo Boss Award в 1996 году и был награжден Золотым Львом во время 48-й Венецианской биеннале в 1999 году. В 2007 году Цай получил седьмую художественную премию Хиросимы.

За все это время Цай успел показать свое искусство во всех уголках планеты. Он путешествовал по Европе, Америке, Африке и Азии. Его первая индивидуальная выставка в Бразилии «Цай Гоцян: да Винчи-ду-пово» совершила тур по трем городам по всей стране в 2013 году. В том году это была самая посещаемая выставка современного художника во всем мире с более чем миллионом посетителей.

Инсталляция с волками на тему неумения вовремя останавливаться при достижении целей

Не обошел Цай стороной и Россию. В Москве он создал инсталляцию, посвятив ее событиям Октябрьской революции. Для этого ему нужны были детские коляски, которые ему были любезно предоставлены москвичами.

Чем сейчас занимается Цай Гоцян

Несмотря на то, что Цай давным-давно покинул родной Китай, время от времени он возвращается на родину. Когда он только мигрировал, многие чиновники не совсем отреклись от него, но били недовольны, обвиняя его в продажности капитализму Запада и пренебрежении китайскими корнями. Правда, в скором времени подобные разговоры утихли: Цай не собирался отказываться от предков и родины, всячески подчеркивая это в своем творчестве.

«Лестница в небо», Цай Гоцян

Последние годы он с семьей все так же проживает в Нью-Йорке, занимается творчеством и воспитанием младшей дочери — старшая уже давно ушла в свободный полет. Семейные ценности очень важны для него. Это хорошо заметно по тому, как для празднования дня рождения бабушки он зажег пятисотметровую лестницу в небо.

Возможно, творения Цай Гоцяна и не входят в 11 самых дорогих произведений искусства Китая за последние 10 лет, поскольку большинство творений Гоцяна существуют несколько минут. Но это не помешало ему стать одним из самых выдающихся художников современности.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится